Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Ресторанные тренды | О наблюдениях миграции ресторанной аудитории из одного формата в другой
О наблюдениях миграции ресторанной аудитории
из одного формата в другой
Не менее ожесточенные дебаты разгорались вокруг кризисных предпочтений ресторанной аудитории. Основная формулировка следующая: изменит или не изменит свои гастрономические пристрастия потребитель после снижения доходов.
По данным мониторинга экономического кризиса, проведенного компанией «Комкон», 58% москвичей сократили свои траты на посещение кафе и ресторанов, а 17% жителей столицы вообще перестали питаться вне дома. Из отказавшихся от посещения ресторанов и кафе самыми бережливыми оказались те, кому уже исполнилось 25, но нет 35-ти. 27% горожан этой возрастной категории предпочитают теперь питаться дома. Людей от 35 до 45 лет, столь кардинально поменявших привычки, меньше почти на треть - примерно 20%.
СМИ писали: «Первыми отток посетителей заметили рестораны и кафе среднего ценового сегмента, рассчитанные на обеды офисных работников и служащих. Из-за кризиса средний класс пострадал больше всего, и посещаемость таких заведений упала примерно на 40-50%». Или вот: «Сегодня залы ресторанов действительно опустели, - комментирует владелец одного из модных столичных заведений Иван Кибальчич, - причем это относится не только к дорогим местам проведения досуга. Ресторанная аудитория экономит. Те же, кто привык ходить в тот или иной ресторан, резко поменяли предпочтения».
Мнение большинства рестораторов было противоположным. «Посетители ресторанов класса «люкс» согласятся вообще никуда не ходить, нежели снизить планку предпочтений – озвучил свой взгляд экс-директор ассоциации рестораторов Екатеринбурга, владелец трактира «Подкова» Олег Пономарев – Среднестатистический гость ресторана склонен занять выжидательную позицию, потому что фаст-фуд - это студенчество. Посетители классического ресторана - люди от 25 лет и старше. Я очень сомневаюсь, что 35-40-летние гости свиной отбивной предпочтут биг-мак». По словам Алексея Куликова, заместителя гендиректора по юридическим вопросам ресторана «Яръ», «представители многих дорогих ресторанов не признаются в снижении своих доходов. Кризис на посещаемости значительно не отразился. Впечатление складывается такое, что некоторые люди пытаются еще больше отдыхать».
Андрей Петраков, генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг», имеет подобное мнение: «Вряд ли можно говорить, что ресторанная аудитория перетекает из ресторанов дорогого сегмента в более дешевые - слишком силен психологический фактор статуса, скорее всего, люди стали просто реже ходить в рестораны».
Впрочем, многие рестораторы, рассуждая об изменении потребительских предпочтений аудитории ресторанов, отмечают, что в смысле форматов публика осталась верна своим вкусам, а вот заказывать стала существенно меньше. Директор по маркетингу сети ресторанов «Две палочки» (Петербург) Яков Пак отметил, что посетители ресторанов суши не отказывают своим вкусовым пристрастиям и не переключаются в кризис на более дешевые предложения. В целом получается, что люди стали меньше есть, но блюда предпочитают той же ценовой категории. По мнению других маркетологов, даже если человек и пойдет в дорогой ресторан, если он может пока еще позволить себе это удовольствие, то уж точно не будет брать «все меню два раза». Размер среднего чека сократился практически вдвое. Теперь посетители ресторанов предпочитают заказывать блюда подешевле и ограничивается одной-двумя переменами.
Говорить о «перекосе» в сторону увеличения барной составной чека в сравнении с составной, которую обеспечивает кухня, вряд ли стоит. В трудные времена посетители ресторанов находят удовольствие в простой и знакомой еде по разумной цене. Результаты глобального онлайн исследования Nielsen, проведенного в 52 странах мира, включая Россию, показывают, что потребители во всем мире по-прежнему выбирают в первую очередь кухню, когда решают, в какой ресторан пойти.
Хоть Россия и весьма пьющая держава, но пить наши люди предпочитают все же вне предприятий ресторанного бизнеса. Хотя, например, в США спрос на алкогольную продукцию в ресторанах и барах вырос на 10% за последние 12 месяцев. Как сообщает «Русский базар», причина проста: находящиеся под угрозой увольнения американцы начали снимать стресс спиртными напитками. «Посетители заходят к нам после работы, чтобы передохнуть и пропустить стаканчик - другой, - заметил сотрудник бара в нижнем Манхэттене Лоуренс Маккой. - Среди наших гостей - люди самых разных профессий - адвокаты, врачи, маркетологи, продавцы. Все они ищут уединения и расслабления».
Если говорить о прогнозах на 2010-й год, то большинство игроков уверены: потребительские предпочтения ресторанной аудитории особо не изменятся (хотя возможно некоторое уменьшение восстребованности блюд в сторону тех, где меньше гастрономических изысков), тогда как предложения предприятий ресторанного бизнеса станут более структурированными. «Скорее всего кризисная ситуация придаст более структурированный и европейский вид отечественному рынку общественного питания, - полагает Юрий Смирнов, руководитель отдела консалтинговой компании «Сухаревка-консалтинг». - При изменении закупочных цен в России на основные виды сырья, такие, как мясо, рыба и молочные продукты, на авансцену выйдут рестораны, пропагандирующие здоровое питание. В любой ситуации путей для маневра достаточно».
Кадрина Айситулина
|