Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Ресторанные тренды | Убыточным ресторанам было предложено стать столовыми
Убыточным ресторанам было предложено стать столовыми
Вопрос: что делать с убыточными ресторанами – закрывать или менять формат, в 2009-м стоял перед многими владельцами общепита. Мы сейчас не о некотором смещении в сторону снижения чека (по данным маркетологов, этим воспользовались более трети рестораторов), мы – о кардинальной смене имиджа, так сказать, смене смокинга на фуфайку.
Однажды на встрече с журналистами Владимир Малышков, руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы, рассказал о том, как он представляет будущее общепита. По его словам, ряду убыточных ресторанов стоит превратиться в «столовые» и предлагать посетителям «своеобразное антикризисное меню», т.е. простые недорогие блюда. «Пообедать в такой столовой можно будет за 40-60 руб. Мол, и кормить там будут как в столовой – «ухой не из стерляди, а из более дешевой рыбы». По его словам, «этот процесс, скорее всего, уже идет, только рестораторы не признаются».
Парадокс в том, что нашлись предприниматели (по словам В. Малышкова, с начала года более 140 ресторанов Москвы закрылись и были перепрофилированы владельцами в кафе), посчитавшие данные рекомендации инструкцией к действиям, да еще и такой, которая непременно принесет богатые плоды. Казалось бы, дорогие блюда в меню заменят более дешевыми, сократят штат, уберут «лишний» сервис, а потом, когда экономическая ситуация стабилизируется, все преобразования повернут вспять. Ан-нет. Компромисс со сменой форматов оказался крайне затруднительным. После ухода в более низкий ценовой сегмент вернуться к высокому классу ресторанного обслуживания и вернуть прежнюю платежеспособную аудиторию очень и очень сложно. То есть убыточным ресторанам, рискнувшим на эксперимент, так и оставаться столовыми. Плохими или хорошими - вопрос открытый.
Подлила масла в огонь и госпожа-статистика. Согласно практически всем маркетинговым исследованиям кризисного ресторанного рынка, фаст-фуд должен был пострадать от экономической нестабильности менее других форматов. «Анализ итогов работы заведений общественного питания на начало 2009 года показывает, что глобальный экономический кризис серьезно затронул отрасль, но не все сегменты рынка пострадали одинаково. Операторы сетей фаст-фуд понесли наименьшие потери, а крупные игроки даже выиграли от дестабилизации экономики страны. Такая тенденция связана с тем, что в условиях падения доходов населения, потребительский поток ресторанов полного обслуживания с высокой стоимостью чека перетекает в заведения среднего ценового сегмента, а их посетители, в свою очередь, переключаются на рестораны еще более демократичного формата – фаст-фуд», - писали отраслевые СМИ.
(Впрочем, забегая вперед, заметим: несмотря на эти предположения, падение спроса коснулось и ресторанов быстрого обслуживания.)
И все же весь год СМИ изобиловали похожими сообщениями:
«Участники екатеринбургского рынка общепита говорят о серьезном падении спроса, продаж, оборота, и прочих показателей. Особенно это ощущают на себе рестораны премиум-сегмента - средний чек здесь сократился примерно на треть, а спрос на дорогой алкоголь практически пропал. Заведения класса «люкс», которые захотят остаться на рынке, должны будут придумать новые способы привлечения потребителей».
«В кризис, прежде всего, пострадали дорогие «пафосные» рестораны. Публика из них переместилась в демократичные заведения, которые готовы предложить качественную еду по приемлемым ценам».
«Доходы дорогих московских ресторанов с ноября 2008 года по март 2009 года снизились на 20-30%».
И тут же другие высказывания не менее авторитетных игроков:
«Уже подросло поколение молодых, которые не представляют свою жизнь без посещения мест общественного питания. Естественно, что следующим шагом для них после уличных гамбургеров и сосисок становится посещение демократичных ресторанов».
Или: «По мнению специалистов, активно развиваться в ближайшее время будет в первую очередь нижний ценовой сегмент - кафе и фаст-фуды. Они не требуют больших капиталовложений и быстро окупаются».
На самом деле, досталось всем. Говорить и о более выигрышном положении демократичного формата, и об убыточности премиальных ресторанов, оказалось, по меньшей мере, рано. К концу года ситуация если не выровнялась, то разрыв в пользу первых оказался не таким значительным, как предрекали. Потенциал ресторанного бизнеса зависит от количества посетителей и от того, сколько денег они оставляют в кассе заведения. По словам заместителя директора отдела торговых площадей Jones Lang LaSalle Михаила Рогожина, выручка в демократичных ресторанах за год кризиса (на конец первого полугодия 2009 года) просела на 50%: в прошлом году снижение составило порядка 20%, в этом – 30%.
Если в центральных районах посещаемость ресторанов, кафе, предприятий фаст-фуд снизилась на «икс» процентов, то в тех же городах и тех же форматах, но на точках, расположенных в спальных районах – на два или даже три «икс».
Кадрина Айситулина
|