Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Ресторанные тренды | Проблемы перехода рестораторов на российские продукты
Проблемы перехода рестораторов на российские продукты
Еще один действенный способ снижения издержек в ресторанном бизнесе – управление фудкостом, а для этого, в первую очередь, необходимо пересмотреть как собственную службу логистики, так и стратегических партнеров, выбранных предприятием общепита на роль поставщиков. Выбранных сообразно ассортименту, представленному в прайс-листах и следующим критериям: какой товар, каковы его потребительские качества и стоимость – как главные критерии; бесперебойность поставок, сервис – как второстепенные (но по сути ставшие уже давно столь же важными).
На самом деле, больше всего рестораторов волновал вопрос: можно ли снизить себестоимость в ресторане, перейдя с импортного сырья на российские продукты. И если ответ утвердителен, чем подобный переход обернется для качества готовых блюд? Как всегда, мнения разделились. Маркетологи в унисон правительству Москвы в один голос говорили, что «у целевой аудитории происходит сокращение расходов на общественное питание, снижайте чек, переходите на «гречку»». Технологи и шеф-повара хватались за головы: именно им предстояло готовить из российских продуктов, но у наших производителей, по их мнению, вряд ли можно найти аналоги зарубежным.
«Трудности испытывают прежде всего рестораны, использующие импортные продукты. Сократился ассортимент и алкогольных напитков, поскольку импортеры перешли на наиболее оборачиваемые позиции, к тому же у них есть проблемы с кредитованием своих импортных операций», - поясняет Леонид Гелибтерман, председатель Российского национального отделения Internetional Wine and food society.
По словам Ольги Насоновой («Ресторанный консалтинг»), в ситуации с импортом «все зависит от класса заведения. К примеру, элитные рестораны, которые торгуют блюдами на основе импортной продукции, просто повышали цены в меню пропорционально затратам. И их аудитория это «проглатывала». Что же касается заведений, где цены более доступны, то «они массово пересматривали меню, безжалостно вычеркивая оттуда все импортные продукты», - объясняет она.
Отдельная головная боль рестораторов связана с долларом. Сети японской кухни столкнулись с повышением цен на морепродукты, а всевозможные пабы - с подорожанием импортного пива, являющегося их визитной карточкой. «Проблема цены на товар стала ключевой для всех суши ресторанов, - соглашается директор ресторана «Самба суши» Людмила Хавренкова. - Пока что практически вся рыба завозится к нам из Норвегии. В России уже были попытки выращивать рыбу самостоятельно, но они ни к чему не привели. Чтобы открыть свое дело в рыбной отрасли, бизнесу просто-напросто не хватает своих денежных средств, а кредит в банке он получить не может».
Столкнувшись с ростом стоимости доллара, московские (да и российские) рестораны начали переоценивать потребности в импорте продовольствия. Теперь они решали, какие заграничные продукты им необходимы, а без каких можно легко обойтись. Но как отыскать на рублевом пространстве настоящий нью-йоркский чизкейк, моццареллу буффало, пармскую ветчину, пармезан, аутентичную итальянскую пасту? Увы, некоторые продукты просто физически не имеют отечественных аналогов, а потому, чтобы остаться на плаву, предстояло принять решение: пересмотреть меню в сторону преобладания более простых блюд или довольствоваться, скажем, моццареллой, произведенной в нашей глубинке.
Некоторые международные сети ресторанов, ранее избегавшие российских продуктов, в 2009-м изменили точку зрения. «В отношении отечественных производителей уже не существует никакого табу», - заявил Ордовский-Танаевский Бланко. В среднем, около 60-70% продуктов в ресторанах «Росинтера» теперь российские. В компании пояснили, что в некоторых блюдах (например, в лазанье, подаваемой в IL Patio) только отечественные ингредиенты.
«Изменение себестоимости в ходе девальвации, безусловно, стало для нас большой трудностью, - говорит Яков Пак («Две палочки»). - Поскольку 85% нашей сырьевой номенклатуры относилось к импортным продуктам. С осени прошлого года наши рестораны ведут целенаправленную работу по импортозамещению. На сегодняшний день нам удалось найти достойные отечественные альтернативы по нескольким позициям, например, мясо краба, кура. К сожалению, по другим ресурсоемким продуктам, таким как лосось, угорь, креветка, таких возможностей нет».
Руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков предложил перевести на российскую продукцию барные листы и винные карты предприятий питания. Малышков отметил, что постепенно цены на импортный алкоголь будут повышаться из-за удешевления рубля. «В хорошем ресторане бутылка Hennesey X.O. стоит более тысячи долларов. Тот, кто раньше заказывал такой коньяк, теперь просят принести «Столичную». Все равно результат один и тот же», - сказал руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы.
Больным вопросом для ресторанов, выбиравших между импортными и российскими продуктами, оставалось качество. «Большинство западных фермеров получают субсидии от правительства, - говорит управляющий партнер ресторанов Cafe Correa's Руслан Раджапов. - У них более конкурентоспособное производство, плюс их сельскохозяйственная индустрия технически более развита».
«Все, что выращивается в нашей стране, мы бы с большим удовольствием в ней же и закупали, - утверждает вице-президент ФРиО Александр Иванов, - а приходится готовить из иностранного. Причин несколько. Заграничный товар, как правило, хорошо упакован, промыт, практически готов к приготовлению. Наши же готовы продать, например, вагон оленины целыми тушами. Понятно, что никакой ресторан такое не купит, он предпочтет разделанное, разделенное на порции мясо. Выход - наладить в нашей стране первичную переработку. Еще один минус российских товаров - сложность доставки. И, пожалуй, самое большое препятствие на пути российских овощей и фруктов в рестораны - это сертификация», - говорит Иванов.
Кадрина Айситулина
|