Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Ресторанные тренды | Прибыль и убытки ресторанного бизнеса
Прибыль и убытки ресторанного бизнеса
Первые потери от кризиса рестораторы понесли уже в четвертом квартале 2008 года: из-за сокращения платежеспособного спроса, например, у «Росинтера» (сети IL Патио, «Планета суши», T.G.I Friday`s, Costa Coffee и др.) в октябре-декабре количество посетителей рентабельности ресторанного бизнеса сократилось на 6,3%. Средний чек в кофейнях «Кофе-Хауз» уменьшился на 4%. Больше всего пострадал сегмент дорогих ресторанов Москвы, где отток посетителей в некоторых заведениях достиг 70%. Уже к лету выручка большинства рестораторов сократилась где-то на 25%. Кому-то кажется, что падение объемов выручки в ресторанах объясняется тем, что люди стали выбирать более дешевые сегменты общепита. Вопрос неоднозначный. В демократичных ресторанах средний чек снизился на 30%, в фаст-фуде убытки ресторанного бизнеса составили около 20%.
Из-за сложной экономической ситуации, новогодних банкетов и корпоративов в 2009–м году было меньше, чем прогнозировалось. По данным Института ресторанных технологий, рестораторы недосчитались примерно трети от запланированной прибыли. Число компаний, арендовавших для сотрудников заведения недомашнего питания, в сравнении с 2008-м годом сократилось почти на 40%. По другим данным, как раз в новый год (2009-й) наблюдался последний «наплыв» посетителей, после чего произошел резкий спад в кризисном ресторанном бизнесе. Среднемесячное количество любителей банкетного застолья на середину года составляло едва ли 30% от аналогичного показателя прошлого года. Но опять же, не везде.
Рестораны выездного обслуживания тоже начали сдавать позиции в бою с экономическим кризисом. Только наиболее сильным и активным игрокам рынка удается приспособиться к новым условиям и использовать их для расширения доходов ресторанного бизнеса. На рынке кейтеринговых услуг наблюдались три явные тенденции: слияние, банкротство и появление новых компаний. Эффективность таких действий спорна. Как поясняют в компании Concord Catering, объединение кейтерингов для совместного выживания в период экономического кризиса чаще всего приводит к нестабильности этих компаний и к невозможности понимания характера их дальнейшего существования. «К банкротству приходят те фирмы, у которых кроме event-кейтеринга нет никаких других направлений. А новые компании работают, увы, не на пользу общему делу. Они демпингуют за счет критичного снижения качества услуг и невыполнения санитарных требований», - прокомментировала руководитель коммерческого отдела Concord Restaurants and Catering in Russia Софья Бусурина.
По сетям и стационарным ресторанам в кризисном ресторанном бизнесе тоже все неоднозначно. К примеру, поток посетителей и чек в ресторанах Екатеринбурга в среднем сократился на 25% (в фаст-фуде – меньше, в премиальном сегменте – больше). В этих условиях предприятия вынуждены были проводить гибкую ресторанную антикризисную политику, тем самым, привлекая гостей. В кафе и ресторанах цены на бизнес-ланч снизились на 10-15%. Управляющий екатеринбургского ресторана Keeer Константин Панов так прокомментировал ситуацию: «Обозначилось четкое снижение среднего чека. Если судить по нашим заведениям с полутора тысяч рублей чек снизился до тысячи рублей».
Что касается элитных ресторанов Москвы, то там, как сказал Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко, спад составляет около 30-40%, однако у некоторых доходит и до 50%. Не обошло стороной падение спроса и среднеценовой сегмент ресторанного бизнеса, что закономерно в кризис. Товарооборот сетевых компаний («Елки-палки», «Шоколадница», «Тануки», «Кофе хауз» и т. д.) снизился на 10-20%. Сеть ресторанов «Грабли» отметила снижение посещаемости на 15%, сообщил директор по маркетингу сети Александр Рожниковский.
А гендиректор сети из трех ресторанов «Дымов N1» Олег Алышев уверяет, что благодаря кризисной оптимизации доходность ресторанного бизнеса даже удалось поднять. Проблемы были как у всех: начались с декабря, который принес в три раза меньше корпоративов, чем обычно. В феврале был спад посещаемости от 18 до 26% по разным ресторанам, а в марте средний чек упал на 20%. Кроме того, в закупках сети импорт занимал 70-80%. Тем не менее, Алышев ценник в меню не поднял, а стоимость бизнес-ланча и вовсе снизилась с 350 до 290 руб. Чтобы адаптироваться к кризису, действовали по трем направлениям: поиск новых поставщиков, переговоры о снижении арендной ставки, оптимизация персонала.
Наименее уязвимым сектором на рынке ресторанного бизнеса по данным последних исследований TGI Russia, оказались суши-бары. По мнению участников рынка, во многом это связано с тем, что неурядицы в экономике ударили больше по обеспеченным выше среднего и малообеспеченным слоям населения, тогда как средний класс в большинстве своем остался на плаву и пострадал не настолько, чтобы отказываться от сложившихся до кризиса ресторанных предпочтений.
Несмотря на определенный оптимизм по поводу постепенной стабилизации экономической ситуации, радоваться рано. Управляющий директор по коммерческой недвижимости компании Blackwood Дэвид О'Хара обратил внимание, что положительная динамика показателя оборота общественного питания в России по данным Росстата за январь-май свидетельствует скорее о росте цен в общепите. Индекс физического объема, очищенный от влияния ценового фактора, снизился в январе-августе 2009 года по сравнению с соответствующими месяцами 2008 г, это же свидетельствует о том, что люди стали реже питаться вне дома, следовательно, спрос на услуги ресторанного бизнеса продолжает падать.
Кадрина Айситулина
|