Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Ресторанные тренды | Рестораторы задумались: может открыть рюмочную
Рестораторы задумались: может открыть рюмочную
2007-й для рюмочных - в контексте внимания к ним российских рестораторов - собирался стать знаковым. Чуть было не произошло "воскрешения" полузабытого формата. В первую половину года казалось, рюмочные начнут открываться, словно грибы после дождя, причем, как в крупных городах, так и во всевозможных селах и весях.
"Новые русские" рюмочные - это кафе и бары низкого или средне-низкого ценовых сегментов, как правило, занимающие небольшие помещения на 5-6 "стоячих" столиков и предлагающие пятнадцать-двадцать видов водки, которую сопровождает ограниченный ассортимент закусок. Подобные заведения рассчитаны на посещение компанией (от двух до четырех-пяти человек), и отличаются от бесчисленных забегаловок советского времени, прежде всего, отсутствием позиций, удовлетворяющих ценой нежелательный контингент.
Как же оно было? Пока аналитики спорили о тенденциозности открытия рюмочных (мнения расходились: от "супер-прибыльно" до "невозможно отбить даже арендную ставку"), рестораторы спешили "застолбить" место под солнцем. А мест, как водится, уже давно не хватало. К примеру, столичная компания "Городской проект" объявила о возможной экспансии своей сети рюмочных "Сухой закон" в Питер. Но там заведения подобного толка конкурировали за ликвидную недвижимость еще жестче, нежели в Белокаменной. К тому же, Северная столица сама по себе, без Москвы собиралась возрождать формат и открывать свои рюмочные.
Первая питерская рюмочная нового времени (собственно, она так и называется - "Рюмочная") открылась на Пушкинской ул., и очень быстро отошла от изначально запланированного формата. Наличие хороших закусок, а также полноценных горячих блюд, например, сливочного супа из лосося, практически сразу придали "Рюмочной" статус кафе.
Еще одна рюмочная (согласно "безудержной" фантазии собственников, названная "1-й рюмочной") открылась на Лермонтовском пр., причем, ее запуску предшествовал довольно сложный этап, на всем протяжении которого она виделась своим владельцам точной копией рюмочных образца 70-80-хх. Но, в конце концов, они отошли от этой идеи, т.к. предположили, что с данным форматом у кого-то могут быть связаны позитивные, а у кого-то и негативные ассоциации. В итоге решили делать заведение в духе дореволюционных рюмочных. Получилось два зала общей площадью 80 кв.м., рассчитанные на 60 посадочных мест. Средний чек в "1-й рюмочной" составлял около 70 руб.
Не осталась в стороне от открытия рюмочных ресторанная группа "Тритон" - о ее распивочной "Море водки" пресса писала много и с удовольствием. "Заведение выдержано в духе 60-х: куриный бульон в бойлере, белые сухарики, классика советского кинематографа, граненые стаканы и, разумеется, водка". Его запуск не предвещал никаких "эксцессов": инвестиции около $150 тыс., запланированный срок возврата вложений - год, средний чек - 100 руб., - в общем, нормальный коммерческий проект. Ан-нет. Просуществовав несколько месяцев, распивочная "Море водки" закрылась при невыясненных обстоятельствах. Не стало ни интерьера, выполненного в духе 60-х, ни куриного бульона в бойлере, ни белых сухариков к нему, ни граненных стаканов, ни, разумеется, водки. Один амбарный замок на дверях. Фенита ля комедия? Вряд ли.
На сегодняшний день среди питерских рюмочных относительную "живучесть" демонстрирует лишь сеть распивочных-закусочных "Наливай-ка", остальные по разным причинам либо ретировались, проработав достаточно непродолжительное время, либо так и не пришли. (К слову, та, открытая первой "Рюмочная", на Пушкинской, работает, но воспринимается как кафе - очень хорошее, только совсем "не в формате").
На вопрос, почему Как открыть рюмочную - не стало у рестораторов вопросом года, аналитики отвечают по-разному: кто-то считает, что причина в изменившемся менталитете аудитории, в советское время посещавшей подобные заведения, кто-то - называет среди причин опасение потенциальных гостей соседства с нежелательной публикой, кто-то объясняет весом среднего чека в 5-7 долларов, что дороговато, принимая во внимание сегмент, о котором идет речь. Как итог - с массовым открытием рюмочных пока не сложилось.
Зато… в Питере на месте существовавшего некогда трактира, в котором заключал сделки торговый люд, доставлявший по Екатерининскому каналу товары к складам Сенной пл., открылся водочный ресторан "Бухарин". В ассортименте более ста видов водки, - если гость принесет водку, которой нет в наличии, то сможет обменять ее на любую другую (что косвенно свидетельствует об уверенности владельцев в "зрелости" собственного барного листа). Концепция нового заведения подчинена идее "правильного возлияния": интерьер стилизован под профессорскую квартиру, главная задача меню - дать понять гостям, что закусывать правильно не селедкой, капустой или солеными огурцами, а полноценной горячей едой. Ресторан с концепцией, построенной на водке, получился не только интересным, но и весьма успешным коммерческим проектом. Но к рюмочным он отношения не имеет...
Таким образом, водка все-таки "сыграла", - хотя, понятно, жаль, что в премиальном, а не демократичном сегменте.
Кадрина Айситулина
|