Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Ресторанные тренды | Информационные технологии в ресторанах
Информационные технологии в ресторанах
Еще год назад некоторыми рестораторами ставилось под сомнение, нужны ли их ресторанам информационные технологии. На конец 2007-го примерно треть кафе и ресторанов, работающих в крупных городах, обзавелись сайтами, - тождественность платежеспособной аудитории, которую хочется видеть в своем заведении, и пользователей Интернета слишком уж очевидна, чтобы ее игнорировать. Впрочем, информационные технологии взяты на вооружение рестораторами всего мира не только в виде малозатратного PR в интернете.
Рынок интернет-заказов за прошедшие 3 года вырос в 6 раз, использование услуг мобильной связи в контексте все того же ресторанного бизнеса - в 7, а системы автоматизации получили распространение в 80 процентах открытых за это время ресторанов. Интернет-кафе, давно уже работающие в крупных городах, осваивают нашу российскую провинцию, а также дошли "до самых до окраин" бывшего рублевого пространства. К примеру, первое заведение, соединяющее в себе еду и высокоскоростной доступ в Интернет, открылось летом в Туркмении. Так стоит ли удивляться, что все больше серьезных игроков ресторанного рынка делают ставку на информационные технологии?!
Pizza Hut объявила о запуске системы интернет-заказов практически во всех регионах США, где работают ее заведения. Клиенты системы смогут также составлять "плей-листы" своих любимых блюд.
"Голден Телеком" сообщил о подписании в минувшем году договора на предоставление услуг связи в ресторанах компании McDonald's. В соответствии с договором он обязуется обеспечить беспроводной Wi-Fi-доступ для всей российской сети. А корейская компания SK Telecom пошла дальше: в 2007-м запустила услугу заказа еды с помощью мобильного телефона. Как пишет "Мобильный путеводитель", "услуга предоставляется в одном из ресторанов McDonald's, расположенном в западном Сеуле. Система работает благодаря RFID-чипам в меню и RFID-ридеру на каждом столике. Для осуществления заказа необходимо подключить ридер к телефону и выбрать блюда. Как только еда приготовится - придет SMS". Система также дает возможность оплатить заказ со счета мобильного. Но все же это все "цветочки", к ним мы привыкли.
Что же касается "ягодок" с поля информационных технологий в ресторанах, они, порой, неожиданны. Конечно, в основном, все эти нововведения касаются заграничного ресторанного бизнеса. Например, как сообщает "Мир мобильных новостей", интернет-сайт kosher-ny.com запустил в Нью-Йорке новый сервис, который позволит приверженцам иудаизма найти ближайший кошерный ресторан, просто отправив SMS. В тексте SMS-сообщения нужно указать название определенного ресторана - в ответ можно получить его адрес, телефон, тип и данные о наличии сертификата о соблюдении кашрута.
По информации mobime.ru, некоторые веб-сайты Китая не только помогают своим посетителям стать клиентами реальных ресторанов, т.е. напоминают членские клубы, регистрации в которых достаточно, чтобы зарезервировать столик и при этом получить хорошую скидку на обед или ужин. Но и дают возможность получить ту же скидку посредством мобильной связи. Так, портал www.chifanwang.com предлагает после ужина отправить SMS и дождаться ответа, который затем показать официанту, - и счет станет "легче" на 10-20 процентов.
Самое интересное, что информационные технологии в ресторанах могут служить как одним из предложений, способствующих комфорту посетителей, так и быть вполне реальным средством дополнительного заработка для предприятия питания. Например, в сотне баров и ресторанов Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Чикаго примерно пол года назад разместили сеть Bluetooth-передатчиков. Рекламодатели, желающие донести свои сообщения до гостей ресторанов, могут передавать видеозаписи, аудиотреки, рекламу новых кинофильмов, а также скидочные карты на телефоны посетителей, оборудованные системой Bluetooth.
В Нидерландах решили, что тандем информационных технологий и ресторанного бизнеса в 2007-м году должен, наконец, послужить во благо науке. Согласно сообщению НТВ, ученые университета Вагенингена (Нидерланды) намерены раскрыть секрет гастрономических предпочтений человека. Для этого они поместили за стекло целый ресторан. За посетителями следят два десятка видеокамер, которые фиксируют все, вплоть до жестов и мимики. Затем ученые обрабатывают данные на специальном оборудовании. Впрочем, самих участников эксперимента это научное реалити-шоу нисколько не смущает - они об этом знают. Информация стекается в специальные контрольные комнаты, где ученые отслеживают, как люди едят. Рене Костер, руководитель проекта: "Наша задача - измерять эмоции. Если принято говорить, что ресторанное дело - это искусство, то нужно точно оценить, что чувствуют люди в условиях, которые вы для них создаете". Весь комплекс обошелся университету в 3 млн. евро. Правда, хорошо вложились крупные международные ресторанные сети и пищевые компании. Отслеживается тут буквально всё: как посетитель движется по залу, над чем задумывается, садится на одно и то же место или на разные, какое выражение лица во время еды. Для оценки степени удовольствия есть специальное программное обеспечение. В общей сложности в зале находится около 20 камер.
В ресторанах чешского городка Пльзень с 2007-го года видеокамеры используются для контроля продажи спиртного несовершеннолетним. По материалам czechwalker.com со ссылкой на главу местного полицейского управления Людека Госмана, полицейские в штатском уже патрулируют заведения. Они используют две камеры, каждая - размером с мобильный телефон, их легко держать в руках, к тому же они имеют высокое разрешение и хорошо работают даже в слабо освещенных местах, потому что оснащены приборами ночного видения. Контрольные рейды, по словам г-на Госмана, будут проводиться каждые четырнадцать дней, и это должно постепенно заставить владельцев заведений не продавать спиртное подросткам.
Минувший год стал годом рождения и нескольких игровых проектов, так или иначе связанных с ресторанными информционными технологиями. По сообщениям портала games.cnews.ru, В Ярославле открылся ресторан, созданный по мотивам популярной онлайновой ролевой игры Wizards World - "Волшебный мир". Это вполне реальное заведение, в котором все посетители, а не только поклонники игры, ощущают себя эльфами, гномами, орками и другими существами.
techlabs.by информирует, что реалити-шоу Hell's Kitchen, которое на канале Fox ведет мишленовский шеф-повар Гордон Рамзи, станет основой для видеоигры. В 2008 году любой обладатель игровой приставки, персонального компьютера или мобильного телефона сможет занять место повара, сражающегося с другими кандидатами за место шеф-повара в престижном ресторане. Кроме самой программы в коробке будет книга любимых рецептов Гордона.
Новая игра Turbo Pizza 1.0, согласно мнению ее разработчиков, является "пособием для начинающих рестораторов". Ее идея заключается в том, чтобы за пятьдесят уровней успеть не только обойти ближайших конкурентов по части посещаемости и красоте интерьера заведения, но и создать собственное меню с эксклюзивными блюдами. Ярче и многоплановей, чем "Ресторанная империя", в которую мы играли года 2-3 назад.
Кадрина Айситулина
|