Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Кейтеринг | Персонал кейтеринговой компании
Персонал кейтеринговой компании
Как и в любом другом виде бизнеса, построенном на сервисе, в кейтеринге очень многое зависит от персонала. Насколько он профессионален, настолько же повышается вероятность успешности дела в целом. Причем речь идет не только об официантах или других сотрудниках, работающих с гостями. Профессионализм менеджера по продажам важен не меньше, а, зачастую, даже больше, - ведь в противном случае официанты будут уже не нужны.
Итак, персонал кейтеринговой компании, специализирующейся на выездных банкетах и фуршетах (как всегда, рассматриваем усредненный вариант). Для начала кто-то должен собрать информацию по площадкам, возможности аренды мебели, субподрядчикам (например, дизайнерам, занимающимся оформлением интерьеров), организаторам "зрелищ", а также дополнительных услуг (скажем, монтажу гардероба). Назовем его "менеджером проекта". Когда на горизонте появится потенциальный заказчик, разговаривать с ним надо "во всеоружии": недопустимо начинать переговоры, не имея четкого представления о наборе и стоимости предложения.
Должно быть, по крайней мере, трое сотрудников, занимающихся привлечением клиентов. Функционал менеджеров по продажам в кейтеринговой компании можно поделить следующим образом: один работает с будущими молодоженами, другой отвечает за корпоративы, третий - "дружит" с event-агентствами и "держит руку на пульсе", т.е. постоянно находится в курсе планируемых симпозиумов, конференций, более-менее значимых семинаров. В обязанности этих менеджеров входит не только поиск заказчиков, но и "ведение" их до стадии заключения договора.
В зависимости от вашего штатного расписания, подписывать договор может как сам менеджер, так и некто, рангом выше - скажем, тот же менеджер проекта или директор. Здесь важно учитывать компетенцию менеджера по продажам, а также степень погружения в ваши возможности. На данной стадии заказчик может предъявить требования, с которыми вам будет сложно (невозможно?) справиться, например, пожелать присутствия на корпоративе "звезды", через чур смелого оформления площадки, редких заморских яств. Менеджер, заключая договор, будет действовать исключительно по вашим инструкциям, тогда как человек более компетентный в возможностях, способен на "быстрое реагирование" сообразно условиям заказчика. Учтите этот момент, при подборе персонала в кейтеринговую компанию.
Скажем, вы не занимаетесь приглашением "звезд", но клиент готов выложить хорошие деньги, которые (вы это знаете, а менеджер вполне может не знать) способны перекрыть сумму, затрачиваемую вами, если обратитесь в соответствующее event-агенство. Собственно, это и называется "быстрым реагированием" - возможностью моментального принятия нестандартных решений. Если все же вы решаете, что заключать договор должен менеджер по продажам, тогда четко проинструктируйте его относительно неприятия скоропалительных решений - "к сожалению, мы этим не занимаемся" он сможет сказать и чуть позже.
Когда заказчик перестает быть потенциальным, становясь фактическим, самое время приступить к претворению его пожеланий в жизнь. Здесь в игру вновь вступает представитель кейтеринговой компании - менеджер проекта. Теперь в его зону ответственности входит заключение договоров со всеми задействованными в заказе субподрядчиками, аренда площадки (напомним, осматривая будущее место проведения мероприятия, следует обратить особое внимание на техническое состояние инженерных коммуникаций), просчет необходимого количества продуктов и напитков, составление ТЗ на закупки.
По мере приближения "часа икс", на сцену выходит еще один игрок команды под кодовым названием "Персонал кейтеринговой компании" - человек, отвечающий за снабжение. Так и назовем его - "менеджер по снабжению". В зависимости от формата банкета или фуршета, ему предстоит либо заключить договора с поставщиками, либо закупить необходимые ингредиенты в мелкооптовом магазине (типа Metro). Первый вариант предпочтительней при наличии более-менее постоянных заказов, второй - при отсутствии мест для хранения напитков и продовольствия. Впоследствии, менеджер по снабжению может взять на себя обязанности шофера-экспедитора, доставляющего блюда, оборудование, посуду до места назначения. Иногда (особенно в самом начале деятельности, пока не совсем ясно, как пойдут дела), обязанности, связанные со снабжением перекладываются на плечи менеджера проекта.
Остальной персонал кейтеринга может быть как приглашаемым под конкретные мероприятия, так и штатным. Опять же, все зависит от качества работы менеджеров по продажам (и, соответственно, количества заказов). Наличие или отсутствие в штате шеф-повара - вопрос спорный. Если компания не планирует частой смены меню, без креативной единицы легко можно обойтись (иногда рациональнее взять вместо шефа хорошего управленца или технолога). Другое дело - разработка меню чуть ли не под каждого заказчика, сезонные обновления предложений, какие-то особо сложные в изготовлении блюда, предусматривающие наличие самой высокой компетенции и профессионализма. Тогда идеальный вариант - шеф-повар с явными лидерскими качествами, хороший организатор и грамотный технолог. Разумеется, такой специалист стоит немалых денег, но, если вы пришли в кейтеринговый бизнес надолго, это, пожалуй, ваш случай.
Кадрина Айситулина
|