Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Кейтеринг | Кейтеринг и санитарные правила
Кейтеринг и санитарные правила
Какое-то время назад федеральная пресса пестрела заголовками, согласно которым в Красноярске во время губернаторского бала около 300 человек отравились некачественной пищей. По данному факту было возбуждено уголовное дело, и в ходе следствия установили, что кейтеринговая компания пренебрегла санитарными нормами, все случилось именно из-за этого.
Наверное, будет нелишним вопрос, остался ли виновный оператор среди кейтеров. Почему-то думается, что он через какое-то время вышел на рынок под другим названием. В такой ситуации болезненно потерять лояльность аудитории (а если пригласили кормить на губернаторском балу, фирма была не самая плохая), но в разы болезненней из-за досадного происшествия лишится четко работающего бизнеса. Кто же мог быть виноват в произошедшем? Вопрос риторичен, ибо ответ на него - все.
Возможно, санитарный промах в кейтеринге был допущен на стадии закупки продовольствия. Нередко снабженцы игнорируют качественные удостоверения на мясо и рыбу, чем охотно пользуются недобросовестные поставщики. Проверяя наличие сертификатов соответствия, нелишним будет проверить и другие необходимые документы (справки), в частности - качественные удостоверения и гигиенические сертификаты. Внимательно сравните номера документов, сроки действия, даты выдачи, печати. Для алкоголя - дату розлива, марки, годность и т.д. Хотя в нашей стране без особых проблем можно достать практически любую бумажку, подтверждающую наличие качества при его полном отсутствии, но все же в поддельных документах гораздо выше риск несоответствий.
И потом, визуальную оценку продукции тоже еще никто не отменял: внимательно осмотрите продукт на предмет его физико-химических свойств. Ингредиенты, не отвечающие требованиям, не стоит брать, даже если на них установлена чрезвычайно привлекательная цена. Помните, осетрина бывает только первой свежести, при малейшем несоответствии оной легко можно поплатиться и бизнесом, и головой. Повара, принимающие товар, также должны были доложить вышестоящему руководству о поступлении на склад некачественной продукции. Если этого не последовало, значит, ответственность де-факто ложится уже на поваров. Они могли просмотреть, не заметить изъянов (достаточно даже самого легкого налета или слизи там, где этого быть недолжно, чтобы потребители отравились). А могли - смолчать (здесь речь об "укрывательстве" менеджера по закупкам или нахождении с ним в доле, если имели место откаты).
Впрочем, возможно в кейтеринговой антисанитарии и такое, что товар прибыл на склад надлежащего качества и в сопровождении всех необходимых документов, подтверждающих это. В таком случае, имеет смысл проверить условия хранения продукции. Мы все искренне негодуем, когда контролирующие органы, пришедшие к нам с очередной проверкой, выписывают нам штрафы. Вместе с тем, санитарные правила все еще действительны. Например, вышеозвученное отравление могло повлечь за собой банальное несоблюдение правил товарного соседства или температурного режима хранения. Конечно, далеко не во всех случаях небольшого (с нашей точки зрения, но не точки зрения контролирующих органов) отклонения от правил, следуют столь плачевные последствия. Но на самом деле, если есть хотя бы малейший риск, стоит перестать относиться к правилам столь попустительски.
Кстати, порча продуктов могла произойти и во время приготовления блюд. Повара, уважающие тех, кто будет есть их стряпню, работают в перчатках. Но, как ни странно, в нашей стране 80 процентов поваров готовят голыми руками. Надо ли говорить, что среди работников кухни вполне могут оказаться люди, игнорирующие элементарные правила личной гигиены, и тогда в отравлении гостей мероприятия не будет ничего удивительного. Второй путь превращения качественных ингредиентов в некачественные блюда - нарушение правил термической обработки. Во времена, когда стала чрезвычайно популярной сырая и полусырая рыбная и мясная кухни, риск отравления чрезвычайно высок. Кейтеринговая компания, санитарному состоянию на которой уделяется должное внимание, должна быть абсолютно уверена в отменной свежести ингредиентов, подаваемых в виде суши, сашими, севиче, тар-таров и карпаччо. Если такой уверенности нет, лучше отказать заказчику мероприятия в подобных позициях. Впрочем, даже если качество продуктов не вызывает никаких нареканий, сырая кухня в режиме выездного обслуживания наименее предпочтительна. Как известно, срок годности суши - не более 2-х часов, если вам не уложиться в эти сроки, не стоит и вносить сырые блюда в меню. (Речь не идет об овощах и фруктах.)
Существует еще несколько вариантов, при которых кейтерингом нарушились санитарные правила. Не исключен факт наличия кишечных микробов, ведь среди российских поваров считается совершенно нормальным в случае недомогания выйти на работу и, как ни в чем не бывало, встать к плите. Во-первых, к врачам наши люди обращаться ой как не любят, во-вторых, редко какой работодатель это потерпит, особенно если речь идет о горячем для кейтеринговой компании времени - например, преддверии новогодних праздников. Также на качество блюд могла повлиять перевозка, - чего уж говорить, при трафике, наличествующим в больших городах, на доставку продукции тратится больше времени, чем это можно считать рациональным для сохранности ее физико-химических свойств. Наиболее ответственные компании оформляют подобающим образом свой транспорт, закупают специальное оборудование, т.е. заботятся о санитарии, о сохранности продукции и желудках гостей мероприятия. Небольшие компании, которые еще не раскрыли собственный потенциал, зачастую, не имеют на это средств. К сожалению, это российские реалии… Но. Не соблюдая элементарных санитарных правил, этот кейтеринг рискует так никогда и не встать на ноги. Здесь важно четко понимать: здоровье и удовольствие потребителей - единственно возможный шанс на ваше благополучие. Так не рискуйте своим добрым именем ради копеечной экономии и ерундовой выгоды.
Кадрина Айситулина
|