Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Кейтеринг | Доходы и расходы кейтеринга
Доходы и расходы кейтеринга
Говоря о рентабельности кейтерингового бизнеса, операторы единодушны в том, что доходным его может сделать лишь обслуживание возможно большего числа заказов. Казалось, организация банкета на 20-30 человек со стоимостью, допустим, 80-100 долларов с человека, должна быть выгоднее, чем доставка обедов в офис на ту же сумму. Но практика показывает, что это не всегда так. Об этом стоит задуматься еще на стадии вхождения в бизнес. Организация выездного питания - совсем не та сфера, в которой вас ждут легкие деньги. Порог вхождения ниже, чем при открытии стационарной точки, рассчитанной на полную кухню. Вместе с тем, окупаемость тоже ниже.
Считается, 30-35 тысяч долларов может хватить на организацию небольшого производства, позволяющего готовить обеды для нескольких компаний (те же средства придется инвестировать в случае направленности будущей кухни на обслуживание мероприятий численностью до 35-40 человек). Во втором случае необходимо четко понимать, что, по крайней мере, в половине стационарных ресторанов среднеценового сегмента есть возможность организации банкета для подобного числа присутствующих. А психология потенциальных заказчиков такова, что они скорее обратятся за приобретением этой услуги в ресторан, чем в кейтеринговую фирму. Другое дело, банкеты с числом приглашенных более 100 человек. Редко какие ресторанные залы могут вместить столько. Но для организации соответствующего производства, инвестиции нужны также соответствующие.
Доходность кейтеринга увеличивается по мере того, как руководители компаний начинают уделять серьезное внимание нематериальным мотиваторам своих сотрудников. Сюда относятся и датируемые обеды в офисах, и проведение всевозможных корпоративов, в том числе, тимбилдинг-мероприятий с выездом на природу. Как популяризация культуры питания вне дома играет на увеличение количества ресторанов, так образование высшего и среднего менеджмента способствует процветанию кейтеринговых компаний (работающих с юридическими лицами). Для дальнейшего увеличения спроса со стороны как юридических, так и физических лиц, нужна экономическая стабильность, и хоть небольшой, но постоянный рост уровня доходов населения.
Если говорить о раходах кейтеринга, то здесь очень важно учесть все затраты. Кейтеры, как правило, не имеют единого ценника на проведение банкетов, ибо он "собирается" наподобие конструктора, и зависит от очень многих факторов. Прежде всего, от количества людей, потом - от желаемого месторасположения площадки, дополнительных услуг - скажем, приглашения модератора или конферансье, и только в третью очередь - от меню. Например, от "опта" - увеличения числа присутствующих гостей, итоговая стоимость в пересчете на одного человека может быть существенно снижена. То есть, хороший банкет для тысячи человек можно сделать и за 1000 руб. с особы, но если на мероприятии ожидается не более 50 человек, стоимость может увеличиться в 2-2,5 раза.
Примечательно, что банкетный кейтеринг - сегмент ресторанного бизнеса, в котором заказчик не любит экономить. Он, конечно, внимательно проанализирует предложения операторов, обязательно сравнит их по качеству, но не станет выгадывать, где на "5 копеек" дешевле. Корпоративные вечеринки, банкеты, фуршеты и прочие мероприятия юридических лиц бывают, чаще всего, приурочены к событию: дню рождения кого-либо из руководства, юбилею фирмы, завершению крупного заказа (на них приглашаются важные для компании лица - партнеры, поставщики и т.д.). Частные заказы также происходят, чаще всего, по поводу праздничного события. А где праздник - там мы склонны позволять себе нечто большее, лучшее, соответственно, более дорогое, чем в обычные дни. Для нас главное, чтобы мероприятие прошло "на уровне", и потом не было мучительно больно за бесцельно выброшенные деньги. Вот почему, кейтер не должен экономить на декоре, численности обслуживающего персонала или развлекательной программе, - все это способно сделать картинку события менее яркой, чем предполагает заказчик, следовательно, исполнитель не получит ожидаемый от кейтеринга доход.
Стоит отметить, что большинство кейтеринговых компаний стараются предоставить своим клиентам максимальную свободу в том, что касается возможности уменьшения или увеличения стоимости мероприятия (можно варьировать ассортимент блюд, количество участников, время и место проведения, сценарий, привлечение модельных агентств, event-компаний и т.д.) Несмотря на все затраты, наценка на блюда и, как следствие, стоимость питания на одного человека при организации кейтеринга примерно в 1,7-2 раза ниже, чем в классическом ресторане. Подобная политика объясняется несколькими причинами. Прежде всего, организация кейтеринга равнозначна единовременному заказу большого количества посадочных мест в заведении. К тому же в стандартную наценку ресторана входят зарплата сотрудникам сервиса и производства во время отсутствия посетителей, расходы на охрану, содержание гардероба, парковки и т.д. Очевидно, что эти и многие другие расходы не должны включаться в стоимость выездного обслуживания.
Но так же, как в ресторанах, в кейтеринговых компаниях помимо понятной организационной части расходов, есть расходы на оперативное управление. В том числе, на организацию рекламной стратегии и продвижение услуг компании на рынке. Сюда можно также отнести инвестиции, необходимые для разработки и внедрения различных маркетинговых акций в качестве стимулирования продаж и увеличения числа заказов. Не стоит забывать и о средствах, необходимых для создания имиджа конкурентоспособности продукта. Так что раход в кейтеринге существенен, осталось пожелать, чтобы доход был выше.
Кадрина Айситулина
|