Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Кейтеринг | Реклама кейтеринга
Реклама кейтеринга
Чаще всего, кейтеринг игнорирует традиционные способы продвижения - PR и имиджевую рекламу, уповая на "сарафанное радио" и на то, что потенциальные заказчики сами найдут. Подобное нежелание тратиться на создание паблисити продиктовано двумя псевдо-причинами. Первая - относящаяся к PR - у кейтеров не очень много событий для информационных поводов, а победа в том или ином тендере не может рассматриваться как событие, ибо на обнародование данного факта нет согласия заказчика. Вторая - относящаяся к имиджевой рекламе - слишком высокие затраты относительно числа привлеченных клиентов. Другими словами, бытует мнение, что полноцветная реклама кейтеринга в журналах, ролики на телевидении или в радиоэфире в большинстве случаев не окупаются.
Действительно, на сегодняшний день рекламный бюджет может "съесть" серьезную часть дохода, например, в хорошем журнале стоимость рекламного модуля даже в половину полосы составляет четырехзначную цифру в долларовом эквиваленте. С другой стороны, на рекламу ресторана играет хотя бы его вывеска, тогда как информированность потенциальных заказчиков относительно предложений кейтеринговой компании, без рекламы получается едва ли не нулевой. Конечно, публикации строчных объявлений в таблоидах и прочих "желтых страницах" приносят какой-то процент заказчиков, но если вас случайные заказы перестали устраивать, значит, наступила пора действовать по-другому.
На самом деле, модульная реклама на бумажных носителях способна адресно "достучаться" до целевой аудитории. Для ее эффективности важно правильно определиться как минимум с тремя величинами, важными в рекламной деятельности кейтеринга: продуктом, который предстоит продвигать, его потребительской аудиторией и журналом. Например, кейтеринговая компания специализируется на доставке обедов в офисы. О своем продукте она, без сомнения, знает все, и здесь главное - вычленить его конкурентные преимущества, которые кроме привлекательной стоимости могут (а по идее - и должны) заключаться и в привлекательности самого предложения. С аудиторией, на которую обращен рекламный посыл, тоже вроде все понятно. Это руководители компаний, которым впоследствии предстоит принимать решение. Осталось дело за выбором носителя кейтеринговой рекламы.
Как показывает практика, выбирать надо деловые издания, ориентированные на обсуждение проблем бизнеса (рубрики, посвященные сфере человеческих ресурсов, в особенности - мотивации). Хорошо "подгадать" начало кампании к выпуску какого-либо тематического редакционного материала (а можно и самим написать этот материал, предложив его изданию, но здесь важна "нерекламность" текста, давайте он будет "всего лишь" хорошей предтечей вашему модулю). Разрабатывая "начинку", то есть, вербальное и невербальное наполнение имиджевой рекламы, постарайтесь избегать агитационных цветов, плакатных шрифтов и избитых слоганов. Пусть лучше модуль не призывает в срочном порядке воспользоваться вашими услугами, а информирует о конкурентных преимуществах предложения. В век пресыщения рекламой, подобный вариант скорее донесет до потребителя то, что вы собирались сказать.
Реклама кейтеринга в теле- и радиоэфире имеет широкий охват, что немаловажно для информирования потребителей, например, о проведении банкетов. Здесь важно правильно выбрать время, передачу или фильм, во время которого будет демонстрироваться ролик, а также регион охвата.
Наружная реклама, например, банеры-перетяжки позволяют "зацепить" потребителя кейтеринговых услуг в непосредственной близости от заведения или площадки. К тому же, с учетом пробок, время зрительного контакта с ними водителей и пассажиров довольно продолжительно. А вот другие конструкции так называемого "Сити-формата" - билборды, брандмауэры с наружной подсветкой или мега-постеры, закрывающие собой одну из стен здания, рассчитаны скорее на проходящих, нежели проезжающих. В обоих случаях важно правильно определиться с местом, ибо ошибка в определении дорог, по которым проходят или проезжают представители целевой аудитории кейтеринговой компании, может свести на нет все усилия. Время, силы и деньги окажутся потраченными впустую.
Самым демократичным (а также самым приемлемым с точки зрения соотношения стоимость-эффективность) местом приложения рекламного бюджета остается Интернет. Реклама кейтеринга во всемирной паутине привлекательна, но только если речь не идет о так называемых "вертушках", где за один показ вашего рекламного модуля, вам придется на своем сайте показать два чужих. Участие в этом довольно сомнительном мероприятии бессмысленно хотя бы по тем причинам, что кейтер никогда не сможет провести ни геотаргетинг - выбор региона, ни отсев нежелательной аудитории, ни тематический выбор сайтов, на которых будет осуществляться показ. Иное дело - размещение банера на тематическом портале, куда потенциальные потребители услуги приходят именно за подобной информацией. Лучшими местами размещения баннера на странице считаются "шапка" - большой прямоугольный модуль наверху страницы, и правый верхний угол. Ресурсы, как правило, устанавливают оплату рекламы либо фиксированной ставкой, например, за месяц, либо за 1000 просмотров.
К Интернет-рекламе кейтеринговых услуг можно отнести и "директ-мейл" - прямую почтовую рассылку, с распространением интернета все чаще представленную в электронном виде. Рассылку традиционной почтой в отдельных случаях также не следует игнорировать, она несравненно дороже, но кейтер с устоявшейся аудиторией вполне может внести и ее в свой медиаплан.
Кадрина Айситулина
|