Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Ресторанный рынок | Цвет вечернего "Неба"
Цвет вечернего "Неба"
В
успешности ресторанного проекта интерьеру принадлежит не главная роль. Тем не
менее, он представляет собой один из самых действенных инструментов,
позволяющих создать атмосферу, и, разумеется, максимально играет на раскрытие
концепции заведения. Заработавшему в прошлом году питерскому ресторану
"Небо" повезло: к его дизайну приложили умение и мастерство
декораторы группы "Артикул", которые могут не только заранее
смоделировать композицию доверенного им объекта, но и придать ей оригинальное
звучание посредством неординарных световых, цветовых и архитектурных решений.
Итак,
по лестнице, выполненной из закаленного стекла, гости поднимаются на последний
этаж ТК "Пик", расположенного на Сенной площади, именно там
разместился ресторан "Небо". Конечно, это можно сделать на лифте, -
тоже, кстати, стеклянном, но тогда ощущение будет несколько иным. Их встречает
почти прозрачная дверь. Внутри - довольно большой зал прямоугольной формы (550
кв.м.), дизайн которого можно было бы назвать облегченным хай-теком: не так
много металла, но зато обилие стекла и всевозможных источников света. Что сразу
приковывает взгляд - так это стеклянная стена (30 м.), и то, что за ней. Вид
впечатляет: на заднем плане играют бликами купола Исаакиевского собора, а
площадь перед зданием кажется маленькой, словно ненастоящей. Важно, что
подобное окно не является ограничителем внутреннего пространства. Напротив, у
гостей складывается ощущение, будто там, за стеклом, где лишь небо и крыши
старинных петербургских зданий, логичное продолжение ресторана. Перед ними тот
редкий случай, когда находки декораторов позволяют отнести урбанистический
пейзаж к несомненным достоинствам интерьера, и сделать этот пейзаж тайным
сообщником, преследующим ту же цель: создание и раскрытие целостности
композиции заведения.
Стекло
отделено от столиков хромированной балясиной, проходящей по всей длине зала и
крепящейся кронштейнами к металлическим держателям-опорам. Создается эффект
деления оконной линии на участки, равные проекциям vip-зоны, то есть ряда мест
вдоль окна, с которых открывается особенно интересный вид. Сложно представить,
чем будет вызвана необходимость отказа от вида, но на такой случай вся
стеклянная стена может быть задрапирована занавесями цвета индиго, которые в
обычное время собраны на манер ламбрекенов.
Справа
от входа - две группы проекционных экранов, размещенные перпендикулярно по
отношению друг к другу. Днем они больше похожи не то на световые короба, не то
на багеты без картин, но в вечернее время преображаются: например, по их
светло-голубому фону-небу в режиме "нон-стоп" могут начать
"проплывать" белые облака. В углу, между экранами, разместился
встроенный аквариум, вода которого гармонирует с серо-лиловым цветом стен
ресторана. С торцевых сторон зала яркие вкрапления другого "неба" -
сочного, жизнеутверждающего, солнечного, желто-синего, словно сошедшего с
полотен ранних импрессионистов. Аналогичный рисунок нашел отображение в
оформлении барной стойки, которая размещена слева от входа в заведение, и
ди-джейского места - за ней.
Любопытная
деталь: официантки до недавнего времени были одеты стюардессами, - синие
укороченные пиджаки, юбки, пилотки и белые шарфики на шеях. Сейчас их униформа
стала чуть скромнее: темный верх, серый низ. Общая концепция ресторана
изначально подчинялась идее полетов, - даже меню постоянно вызывало желание
перемещения из Азии в Европу и обратно. Впрочем, мы отвлеклись…
Зал,
рассчитанный на 350 посадочных мет, состоит из двух уровней, символический
"раздел" выполнен в виде невысокого парапета с низовой подсветкой.
Вдоль него есть возможность расставить напольные прожекторы, которые могут
играть роль дополнительных завес-разграничителей. При проведении мероприятий,
правая часть зала может быть "собрана" несколько иначе, чем всегда.
Для размещения возможно большего количества народа, в "Небе"
предусмотрены до поры скрытые от глаз столы и стулья, - по крайней мере, так
было на открытии ресторана, когда число гостей значительно превысило число
диванов и кресел.
Мебель,
выбранная декораторами, целиком подчинена идее создания обстановки, по-настоящему
удобной для посетителей. Мягкие, позволяющие утопать в них диваны на низких
хромированных ножках и такие же кресла выполнены в трех цветовых вариантах:
синие, серо-лиловые с белыми полосами, серые с черным. Да и столики с матовыми
стеклянными столешницами не выбиваются из общей композиции, даже когда при
обслуживании клиентов на них будут положены аккуратные синие салфетки.
Все
стеклянные детали интерьера, будь то хоть столешницы, хоть дверь, хоть
панорамное окно, органично перекликаются с несомненной находкой дизайнеров,
оформлявших "Небо" - шестью высокими колоннами, выполненными также из
матового стекла, но с добавлением темных деревянных вставок. Колонны
декорированы металлическими элементами, и несут кроме эстетической, еще и функциональную
нагрузку. Синий свет, которым изнутри щедро подсвечено их стекло, поглощается
как светлыми, так и нейтрально-серыми предметами и деталями декора заведения,
отчего у гостей создается впечатление легкой доли присутствия синего там, где
его на самом деле нет.
Вне
всякого сомнения, этот момент играет на раскрытие дизайнерской идеи даже
больше, чем многоуровневый потолок, выполненный посредством технически-сложной
конструкции, и в центре зала представляющий собой очень даже правдоподобный
аналог ночного питерского неба с яркими вкраплениями крохотных лампочек-звезд.
Кстати, потолок в ресторане весьма интересный. Помимо сияющего звездным светом
свода, одна его высота рисунком повторяет элементы торцевых стен и барной
стойки, она оснащена светильниками, подвешенными на шнурах. Другая - разбита на
белые квадраты, и является вместилищем множества иных по форме и сути,
разнонаправленных лампочек, в вечернее время также загорающихся сотней огней.
По периметру зала развешены мощные прожекторы, при необходимости они позволяют
моделировать световые потоки нужных рисунков, качества, динамики и направлений.
Еще
недавно считалось, что только узконаправленный пучок света, воплощенный в
лампах, освещающих каждый отдельно взятый столик, способен создавать уют в
заведении недомашнего питания. На сегодняшний день при разработке ресторанных
интерьеров, от подобного решения отходят. Освещение "Неба" во многом
показательно: здесь нет плоского заполняющего света, присущего демократичным
ресторанам, но нет и "личного", обособляющего полумрака. Сочетание
рисующего, моделирующего и контрового освещений, а главное их комбинация по
составу и интенсивности, - вот выбор современных креативных дизайнеров.
Если
говорить о функциональности архитектурного решения "Неба", то, прежде
всего, хочется отметить эргономичность зонирования, а также размер и
расположение столиков: обслуживающий персонал может беспрепятственно проходить
от одного к другому. Что касается технических помещений, то они имеют два входа
из зала, в горячее время это помогает избегать ненужных пересечений
официантских потоков. Инженерные коммуникации, вынужденно расположенные в
непосредственной близости от мест для посетителей, умело скрыты за
декоративными элементами, которые ни коим образом не выбиваются из общей
концепции.
Но
бывают моменты, когда о функциональности говорить не хочется; здесь они
случаются практически каждый вечер. Какие-то интерьеры полнее раскрываются при
ярком дневном освещении, этот - с наступлением сумерек. По замыслу дизайнеров,
интерьер "Неба" начинает звучать по всем правилам, когда солнечного
света становится меньше, и наступает пора призвать к действию весь
люминесцентный арсенал. Благодаря разнотемпературным источникам освещения, а
также их таким непохожим дисперсиям, дисторсиям и прочим малопонятным физическим
характеристикам, в заведении рождается особенная атмосфера, столь
притягательная для гостей. Свет от многочисленных светильников, лампочек,
прожекторов смешивается, преломляется, отражается, наконец, обретает цвет. А уж
тот превращает интерьер "Неба" в мириады всполохов самых разных
оттенков, которые, собственно, и преображают зал ресторана в композиционно
выверенное пространство.
Кадрина Айситулина (для "Ресторанных
Ведомостей")
|