Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Ресторанные тренды | Город фаст-фуда и национальной кухни
Город фаст-фуда и национальной кухни
К началу второго квартала 2005-го года на ресторанном рынке Петербурга сложилась довольно нестандартная ситуация. С одной стороны, несмотря на невысокий уровень благосостояния горожан, в городе оказались востребованы рестораны национальной кухни со средним чеком порядка $25-30, с другой, многие владельцы таких ресторанов (а также заведений более высокой ценовой категории) заспешили обозначиться и в демократичном фаст-фуде, тем самым пополнив его крепнущие ряды. Образовалась своеобразная картина, вызвавшая неподдельный интерес со стороны профессионалов рынка.
Город в сетях
Вот и КЭРППиТ подтверждает: если в 2004 году доля предприятий массового питания увеличилась на 198 единиц (теперь она насчитывает около 4,8 тыс. стационарных точек), то наиболее активны были заведения национальной кухни и фаст-фуда. А ситуацию с перемещениями иллюстрирует ЗАО "ВМГЛ" ("Зов Ильича", "Матросская тишина"), открывшее на Кузнечном переулке кафетерий Good Friends на 40 посадочных мест. Любопытно, что среди маркетологов наблюдается согласие в вопросе о продолжительности подобных настроений: они единодушны в том, что миграционные тенденции внутри рынка общепита распространятся и на вторую часть 2005 года, впрочем, это не повлечет снижения темпа рождения предприятий фаст-фуда, не "отягощенных" родством.
Если же говорить о сетевых проектах, и рестораторов, и аналитиков продолжает удивлять группа компаний "ПСК Холдинг". К двум уже запущенным брэндам - евростоловой "Фрикадельки" и ресторану "Две палочки" совсем недавно прибавился еще один: в центре города открылся ресторан итальянской кухни "Солнце", который по традиции объявлен сетевым. Так же совсем недавно пришли на рынок "Макаронина", сеть, специализирующаяся на моно-продукте - лапше собственного производства с разнообразными топингами на выбор, "Мясной дворик", "Мясорубка" (правда ей исполняется уже год). Примерно тогда же заработала "Корюшка", которая собиралась представлять одноименный питерский специалитет, у компании "Пурпур" появилось бистро "Сосиски Швейка", обозначила свое присутствие Pizza-Ollis, пообещав 39 видов итальянских пицц, приготовленных в каменной печи.
Одна из наиболее активно развивающихся сетей фаст-фуда - "Чайная ложка", выказавшая намерение стать национальным брендом. Ее концепцию довольно точно отражают слова директора по маркетингу Игоря Колынина: "Мы выбрали неофутуристический стиль, модный в начале прошлого столетия. Наша центральная идея в том, что русский - это не парень с гармошкой и балалайкой, а современный человек, живущий в быстром темпе, не чуждый национальным культурным традициям". В общем, теперь "Чайная ложка" широко представлена в центре города, к обоюдному благу оккупировала сети гипермаркетов, подтверждая тенденцию, воцарившуюся на питерском рынке фаст-фуда - "селить подобное с подобным", образовывая фудкорты, и двинулась покорять Первопрестольную. Так и получается, мы - к ним (помним об "Идеальной чашке"), они - к нам (было бы непростительной ошибкой забыть о победном шествии Sbarro, одномоментно открывшем несколько своих предприятий в центре Петербурга, и о "Кофе Хауз", составившим серьезную конкуренцию игрокам - "аборигенам" нашего кофейного рынка).
Решение национального вопроса
По данным все того же КЭРППиТ на 1 января 2005г., в Северной столице работает 507 заведений с национальной кухней, которые представляют более 48 стран мира. Таким образом, и этот сегмент рынка массового питания по степени своего развития занимает верхние позиции. Внутри же него лидируют предприятия с русской, китайской, и японской кухнями. Кстати, вновь специалисты от маркетинга согласны с официальными структурами: по их мнению, открытие заведений с национальной кухней в северной столице наиболее прибыльно, что объясняется разнообразием вариантов, предоставляющих потенциальным гостям право выбора. Те по-прежнему с удовольствием вкушают разнообразные блинчики, пельмени и суши (примечательно, что по степени изощренности их приготовления российские повара "впереди планеты всей", ибо только у нас есть суши с картошкой или соленым огурцом). Да и вообще, суши-бар в своем ресторане не поставил только очень консервативный ресторатор, - иногда доходит до абсурда, но где есть спрос, там есть предложение… В противовес заведениям, для которых японская кухня - лишь дополнение к основной, Питер щедр на те, что на ней специализируются. Как пример, сеть японских ресторанов и суши-баров "Евразия", собственно, как и весь "Евразия Холдинг", являющийся собственником помимо вышеназванного брэнда таких ресторанов как Viktor, V-illa, Pizzicato, "Караульный домик".
Если же говорить о заведениях с кухней, отличной от юго-восточной, за последнее время все большее внимание привлекают кулинарные традиции народов ближнего зарубежья. Горожан не оставили равнодушными ни молдавские блюда в La Izvor, ни азербайджанские в "Шафране", "Гюлистане", "Оазисе", ни грузинские в "Пиросмани" и "Лесном", ни армянские в "Киликии", "Армении" или ресторане "Эривань". С другой стороны, не стоит очень уж оптимистично "поворачивать" свой ресторанный бизнес лицом к национальным кухням: перемена концепции может открыть массу подводных камней, начиная от проблем с поставками необходимых продуктов, заканчивая извечной бедой многих заведений не домашнего питания - поиском персонала. Естественно, все эти трудности относятся и к предприятиям, не имеющим ничего общего с долмой, мамалыгой или темпурой, - они интернациональны, и могут существенно подточить благополучие даже самого лучшего ресторанного проекта.
Скажи мне, кто у тебя работает…
Эта проблема остается, пожалуй, самой актуальной. Так Игорь Мельцер, владелец французского ресторана "Матросская тишина", предупреждает коллег по формату о том, как трудно для ресторана национальной кухни найти шеф-повара - носителя традиций представляемого региона и добиться его легализации. По мнению ресторатора, была бы нелишней помощь со стороны администрации, особенно в том, что касается обучения молодежи ресторанным специальностям. Это понимает и Тамара Соловьева, начальник отдела общественного питания Управления координации потребительского рынка Петербурга. Ведь кадры по-прежнему решают все, и если не наладить диалога между рестораторами и преподавателями ресторанного дела, вряд ли удастся "к 2008-му году открыть еще около 600 заведений, а обороты рынка общественного питания довести до 15 млрд. руб." Примечательно, что и обучающая сторона легко идет на контакт; Михаил Поляков, начальник отдела учебно-производственной деятельности Комитета по образованию спрашивает профессионалов рынка общественного питания, чем улучшить "государственный образовательный стандарт". Он готов к обсуждению этого болезненного вопроса, но при условии, что "излечение" должно быть хоть сколько-нибудь профинансировано. Почти все городские учебные заведения, готовящие поваров, официантов и метрдотелей, нуждаются в улучшении материальной базы. Рестораторы же делают инвестиции весьма неохотно, - небольшие рестораны не имеют лишних средств, более значимые - предпочитают действовать по старинке и переучивать выпускников на месте. Как итог - диалога пока не получается.
…и кто твой поставщик…
Столь же труден поиск решения проблемы со снабжением, - наряду с рекрутерской деятельностью, закупки - еще одна головная боль большинства рестораторов, и сезон "весна - 2005" никак из сложившейся ситуации не выбивается. Даже неважно, что выбрано специализацией ресторана - кулинарные традиции какого-то конкретного региона, рыба, морепродукты или овощи - оплот вегетарианского направления. Особенно это актуально для гастрономических заведений, кухня которых, по словам Елены Есиной, исполнительного директора ресторана Le Paris, "не допускает использования ни заморозки, ни консервации, - только свежие или охлажденные деликатесы". Вверенное под ее опеку предприятие импортирует львиную долю продуктов из Франции: два раза в неделю на самолете привозятся зеленые салаты и морепродукты, ибо "подобного качества в России найти трудно". Естественно, в Le Paris встает вопрос о себестоимости блюд, как, впрочем, и в остальных гастрономических ресторанах - той же "Матросской тишине", "Старой таможне", ресторане "Палкинъ". Наверное, и многие другие заведения, тревожащиеся о качестве предлагаемых яств, стараются использовать привозные ингредиенты, с другой стороны, те предприятия, средний чек которых держится на отметке $25-30, вряд ли могут себе подобное позволить.
На это сетуют специалисты многих городских ресторанов и кафе. Анатолий Столяров, шеф-повар "Тусовки", говорит, что "иногда приходится отказывать гостю или предлагать другие блюда, а все потому, что в городе практически отсутствуют оптовые магазины, в которых сотрудники ресторанов могли бы с утра закупать все необходимые им продукты. Любой уважающий себя мастер от плиты, видя рыбу, мясо или овощи, хорошо знает, сколько они еще пролежат, и вряд ли станет брать дорогие позиции на грани истечения их реального срока годности. Не выдам тайны, если скажу, что случается, сюда доставляют продукты по тем или иным причинам не востребованные в столице, это обидно", - признается он. Сергей Ильин, главный человек на кухне ресторана Stars Only также уповает на более тесное общение с поставщиками, по его мнению, только так можно решить многие трудноразрешимые вопросы. Сергей Грачев, генеральный директор "Устричного бара" и один из собственников открытого не так давно ресторана "Монако" выбрал довольно тяжелый, но в его случае, пожалуй, самый правильный путь: "Мы сразу же решили, что если называемся "Устричным баром", то должны самостоятельно доставлять свой product premium из Франции. Почти все моллюски специфичны с точки зрения транспортировки и сложны в плане хранения, но очень уж не хочется впадать в зависимость от действий сторонних поставщиков". В общем, почти во всех заведениях питания снабжение - одна из самых тяжелых задач, из десяти опрошенных шеф-поваров более-менее спокоен на этот счет лишь Андрей Курочкин, шеф из ресторана La Fondue, заработавшего несколько месяцев назад на Дворцовой набережной. Приятно слышать, что в нашем городе все-таки можно найти свежие зеленые салаты, оказывается, важно лишь выйти на правильный стиль общения с поставщиками.
Кадрина Айситулина
|