Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Ресторанный рынок | Четыре дня, которые не потрясли Петербург
Четыре дня, которые не потрясли Петербург
В Северной столице прошла выставка индустрии гостеприимства ExpoHoReCa - 2005. По сравнению с прошлогодней она привлекла к себе большее внимание со стороны как экспонентов, так и посетителей. Но говорить, что "все в порядке", видя полупустой зал Спортивно-Концертного Комплекса - все равно, что подобно страусу, прятать голову в песок. Попробуем стоически выдержать критику, и совместными усилиями решить, что можно исправить.
Не секрет, что существует очень мало мероприятий, способных заставить занятого человека - ресторатора бросить дела. Эта выставка претендовала стать одним из них. Безусловно, организаторами предпринимались определенные попытки, но широким массам, представленным в узком составе, они были не очень заметны. Мнения большинства гостей об этом действе в оценочной шкале поместились бы в отрезок между "Так себе" и "Откровенно скучно", более развернутые ответы в основном ряде случаев свелись к тому, что не интересно смотреть на расположенные здесь стенды, - можно почитать специализированные журналы или заглянуть в интернет. Это мнение гостей, так или иначе связанных с ресторанным бизнесом. Профессионалы рынка высказывались в несколько ином ключе.
Иван Меркулов, вице-президент Федерации Рестораторов и Отельеров низкую активность экспонентов склонен видеть в неверном позиционировании ExpoHoReCa, а также в отсутствии заинтересованности со стороны игроков Северо-Западного региона. "Мы сюда приехали, зная, что встретимся с нашими друзьями и коллегами из Петербурга, - говорит он, - это очень важный город для России, поэтому посетить выставку все же стоило, хотя, конечно, она организована не идеально. Северо-Запад очень большой и мощный, по уровню своего потенциала это второй субъект в стране, но на выставке ни этой мощи, ни даже просто его присутствия не ощущается.
Мероприятие стоило позиционировать именно на регион, а не на абстрактный "общероссийский формат". Совокупная активность предпринимателей Северо-Запада, определенно, позволила бы выставке стать тем, чем хотели бы видеть ее организаторы. А тут на лицо диссонанс, несоответствие между мощностью региона и комплексом действий, совершенных ради привлечения внимания его деловых людей".
На отсутствие многих значительных фигур профессионального рынка обратила внимание Фарида Гиниатуллина, заместитель генерального директора компании "Деловая Русь": "Для меня ExpoHoReCa - 2005 - нерешенная загадка. Откуда такое количество посетителей, имеющих посредственное отношение к теме? Где рестораторы? Почему нет основных игроков ресторанного бизнеса? Впрочем, я склонна думать, подобное связано скорее со слабым комплексом подготовительных мероприятий, нежели с нежеланием серьезных экспонентов или людей, занятых в управлении заведениями общепита ехать сюда. Не в пользу этой были и две предыдущие выставки.
Понятно, что надо как-то решать вопрос, потому что без принятия кардинальных мер, в следующем году сам факт проведения ExpoHoReCa может быть поставлен под угрозу".
Похожим образом считает и Кристофер Спейрс, генеральный директор "Северо-Западной кофейной компании": "Катастрофически не хватает посетителей, представляющих заведения общественного питания. Может быть из-за недостаточной популяризации выставки среди них. Студенты профильных учебных заведений - это хорошо, но они экскурсанты, а хочется новых клиентов, особенно из городов Северо-Западного региона. Если говорить об экспонентах - кроме кофейно-чайной тематики все представлено крайне слабо или не представлено вообще".
И тут же мнение, отображающее общее недовольство малочисленностью экспонентов. Лиана Зорина, ресторатор, сетует, что ее коллеги из Петербурга потеряли только один день, она же приехала на выставку из Вологды. "По сравнению с московским "ПиРом" здесь гораздо меньше направлений, меньше новинок, - говорит предприниматель. - На ExpoHoReCa должна быть представлена не только гастрономия, но и компании, предлагающие услуги или материалы для клиринга, декораторы, многие другие, а, в реальности - в основном продавцы кофейного оборудования.
Нет ни алкоголя, ни элитных продуктов питания, - зато есть лапша быстрого приготовления. В Москве через эту ступень давно уже перешагнули, да и для Питера, который, разумеется, не должен так уж сильно отличаться, это не уровень, впрочем, мне очень понравились мастер-классы, проводимые известными петербургскими поварами, так что я на самом деле не очень жалею, что приехала сюда. Соревнования поваров стран Балтийского моря тоже были интересны, но большие ни чем не занятые промежутки между выступлениями немного снижали тот интерес. Выступление же Национального Кулинарного театра сопровождалось таким громким звуком, что многие вставали со своих мест, и уходили не досмотрев".
Илья Лазерсон, президент петербургской коллегии шеф-поваров считает, что отсутствие бурлящей жизни СКК в эти четыре дня объясняется уверенностью части потенциальных посетителей - рестораторов в том, что поставщики оборудования сами с удовольствием приедут к ним, все покажут, расскажут, дадут попробовать, - достаточно одного звонка. Так и должно быть, но выставка - это по идее действие, позволяющее застать всех - и поставщиков и производителей в одном месте. Выставочный бизнес, при его грамотной организации, работает не зависимо от того, в Москве или Петербурге проходит мероприятие.
Николай Щербаков, директор НП "Академия Гостеприимства", имеющего самое непосредственное отношение к проведению ExpoHoReCa - 2005 подводит итог этому небольшому блиц-опросу: "Основной минус тот же, что и в прошлом году, - явно недостаточное количество гостей и экспонентов. Мы только что вернулись из Краснодара, их выставка выросла из обычной продовольственной ярмарки, но там было представлено около 180 выставляющихся, а у нас- 57. Этому было бы объяснение, если б речь шла о столице, а не о Краснодаре: фирмы, ставшие успешными, заинтересовались регионами, поэтому для них выгодней Москве. Мы понимаем, что компании придут лишь в том случае, если поймут - на выставке будет целевая аудитория. Не исключено, что может сложиться ситуация, когда экспоненты этого года откажутся от участия в будущем году именно из-за ее отсутствия, тогда выйти из замкнутого круга будет куда тяжелее и болезненнее, чем сейчас".
Резюмируя вышесказанное, хочется заметить, что прошедшая выставка могла оказаться успешнее, если бы она была позиционирована прежде всего как региональная, и, соответственно, проводилось больше мероприятий по ее популяризации на ресторанном рынке Северо-Запада. Дополнительно продуманная политика со стороны организаторов непременно привлекла бы внимание рестораторов, достаточно было расширить перечень предоставляемых информационных услуг: вопросы у профессионалов рынка есть и, наверное, будут всегда, возможность получить на них ответы должна стать обязательной для специализированных выставок индустрии гостеприимства.
И, наконец, привлечения серьезного количества экспонентов можно достичь корректировкой условий предоставления выставочных мест, - ведь понятно, что заполнение площадей пусть даже по меньшей ставке, в итоге принесет больше выгоды и организаторам проекта, и нам - свершившимся и потенциальным гостям ExpoHoReCa.
Кадрина Айситулина (для "Ресторанных Ведомостей") |