Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Ресторанный рынок | Обед в интерьере времен короля Артура
Обед в интерьере времен короля Артура
"Комнату ничто не отделяло от неба, кроме крыши, крытой тесом и тростником, поддерживаемой крепкими стропилами и перекладинами. В противоположных концах зала находились огромные очаги, их трубы были устроены так плохо, что большая часть дыма оставалась в помещении. От постоянной копоти бревенчатые стропила и перекладины под крышей были густо покрыты глянцевитой коркой сажи, как черным лаком.
По стенам висели различные принадлежности охоты и боевого вооружения, а в углах зала были створчатые двери, которые вели в другие комнаты обширного дома", - так в романе "Айвенго" Вальтер Скотт описывал внутреннее убранство средневекового замка. Дизайн двух питерских ресторанов, также носящих имя славного рыцаря, отличается большей продуманностью, эргономикой и удобством, - во всем остальном его дизайнер Илья Опарин остался верен и эпохе, и традициям, принятым в ней.
В конце 90-х на Большом проспекте Петроградской стороны заработал первый ресторан "Айвенго", - впрочем, тогда никакой нумерации не существовало, он был единственным. До Петербурга только дошла мода на "игровые" заведения общественного питания, и многие из открывающихся ресторанов спешили привнести в свою концепцию какой-нибудь сценарий.
У "Айвенго" это получилось значительно лучше, чем у других; по крайней мере, сейчас об этом можно утверждать со всей ответственностью, ведь прошел не один год, а тема, приведшая к нему большое количество посетителей, не стала менее актуальной.
Да, менялось меню, как менялась команда тех, кто готовит или обслуживает гостей в зале, неизменным остался дизайн, создающий атмосферу, привлекательную для гостей. Илья Опарин, который вместе с компанией "Контуры" работал над ним, уверен, что исторический интерьер оттого и популярен среди ресторанных декораторов, что просто не может устареть. В общем, когда организаторы проекта решили открыть еще одно заведение, выбрав для его расположения Васильевский остров, они единодушно решили сохранить и имя, и формат.
"Если четко задана тема, как может измениться подход к созданию исторического интерьера? По сути, эти два ресторана - одно заведение, в котором если и есть различия дизайнерского решения, то связаны они не с отображаемой эпохой, не с изменением отношения к ней, а лишь с различной конфигурацией и площадью помещений, появлением новых архитектурных приемов, пришествием на рынок ранее отсутствующих строительных материалов", - говорит дизайнер.
На самом деле, он чуточку несправедлив. Между открытием двух ресторанов "Айвенго" прошло несколько лет, и многие отмечают, почерк мастера стал более зрел, хотя, конечно, было бы странным отрицать единое стилистическое решение обоих заведений.
В помещении на Большом проспекте сразу же бросается в глаза массивная стойка; она расположена практически на входе в ресторан, что, принимая в расчет время открытия первого "Айвенго" довольно неожиданно и смело. Прямо с порога взгляд гостя упирается в ее козырек, стилизованный под крышу одной из летних деревенских построек, - усугубляют ассоциацию и весьма натурально выполненные петухи. Далее взгляду пытливого гостя предстает массивное сооружение, классифицируемое скорее как "примангальный стол", на котором специальный повар разделывает ингредиенты для соответствующих блюд.
Примечательно, что дерево, более темное, чем прочая мебель в ресторане, имеет такой же цвет, как отделка стойки, потолочные или настенные балки и предметы художественной ковки, щедро представленные в декоре ресторана. Три самых главных материала, из которых "сделан" "Айвенго" - это дерево, чугун и камень. Последний представлен грубыми обшлагами из кирпичей, светло-серым массивом, принимавшем участие в облицовке стойки и стен, стилизованными глыбами, собственно, и придающими заведению схожесть со средневековым замком. Серо-синяя потолочная роспись, которую при доле фантазии вполне можно отождествить с небом, и выложенный плиткой пол в это ощущение диссонанс не привносят.
"Вся обстановка отличалась суровой саксонской простотой, которой гордился Седрик. Пол был сделан из глины с известью, сбитой в плотную массу, какую и поныне нередко можно встретить в наших амбарах. В одном конце зала он немного приподнят; на этом месте, называвшемся почетным помостом, могли сидеть только старшие члены семейства и наиболее уважаемые гости. Поперек помоста стоял стол, покрытый дорогой красной скатертью; от его середины вдоль нижней части зала тянулся другой, предназначенный для трапез домашней челяди и простолюдинов", - продолжает Вальтер Скотт. В нашем случае - самое время проследить расположение залов, ведь их в первом ресторане "Айвенго" четыре, и все они заслуживают внимания. Итак, напротив стойки и открытого очага, на котором во времена достославных рыцарей вполне могли запекать небольшого кабанчика, находятся места для гостей, которым хочется наскоро перекусить.
Для них не важен полумрак, - несмотря на то, что высокие окна декорированы элементами, повторяющими кованные узоры, свет не оставляет для него места. Столы и стулья поражают своей массивностью, в сравнении с которой чугунные завитки кажутся воздушной филигранью. Впрочем, о самой настоящей пушке, стоящей у служебных дверей, этого никак не скажешь.
Арочный проем, выполненный по традиции из камня, отделяет второй зал, начинающийся салат-баром, над которым висит огромная люстра, имеющая в своей конструкции несомненные мотивы английской короны времен короля Артура, - с той лишь разницей, что ту не венчала исключительная работа флориста. Налево - третий зал, по традиции украшенный старинными гербами, шкурой, камином и закрытой зоной, предпочитаемой теми, кому необходимо уединение.
Самый интересный из залов,- небольшое по площади прибежище самого настоящего рыцаря (он стоит там, облаченный в доспехи). Две стены украшает графити на "околозамковую" тему; искусственно состаренные столбы, мебель, чуть отличающаяся от основной, как по цвету, так и стилистически, - все это указывает, что четвертый зал появился позже других. Однако и тут нет речи о каком-либо диссонансе, и вестись она не может в виду абсолютно гармоничного "слияния" с остальными помещениями ресторана.
По словам Ильи Опарина, организаторы проекта хорошо знали, что хотят видеть, - замок со всеми причитающимися ему элементами декора - это их идея. "Она родилась вместе с названием, как приложение или как концепция, - говорит дизайнер. - В моей практике интерьер вообще чаще придумывали хозяева, которые приходили и говорили буквально следующее: вы работаете с деревом, нам нравится ваш стиль, у нас есть ресторан, и мы хотим в нем это и это, а также столько-то посадочных мест. "Айвенго" старается правдиво имитировать убранство некого средневекового замка, - отсюда переход из зала в зал, многочисленные арочные проемы, деревянные балки, столбы и фахверки (косые перемычки). Он - по настоящему успешный проект в том плане, что принципиально не меняется, просто обрастает дополнительными деталями".
Когда ищется дизайнерское решение ресторана, декоратора должно вести не желание поразить хозяина, его друзей или даже потенциальных посетителей какими-то творческими находками, а исключительно создание зрительного соответствия уже существующей концепции. Совсем немного настоящих мастеров могут признаться, что дизайн - это не искусство, а грамотно скомпонованные приемы и воплощенные умения, вкус, вдохновение, переложенное на язык безукоризненного мастерства. Получив предложение от собственников "Айвенго" оформить "в похожем ключе" и второе помещение - на Васильевском острове, Илья Опарин вновь мысленно погрузился в средневековье. Он четко понимал, что в этот раз также перед ним не стоит задачи по созданию новых форм, всего лишь требуется привнести в настоящее время некий исторический китч, может быть, какие-то элементы истории, связать их воедино и внедрить в оболочку, предназначенную стать предприятием питания. Не нужно ничего придумывать, все уже изобретено...
Опять было: помещение под ресторан, поставленная задача, наличие технических возможностей, адекватное финансирование и профессиональные навыки подрядчиков. Но в этот раз интерьер приходилось рисовать не на чистом листе, ведь оба заведения должны были стать хорошо узнаваемыми и отождествляемыми, а значит, перед дизайнером встали дополнительные трудности, справиться с решением которых он решил посредством все тех же сценариев.
В этот раз ему пришлось оформлять двухуровневый ресторан, собирающийся стать более богатым на элементы декора, и более посещаемым ввиду возросшего количества посадочных мест. Преобладающими материалами решено было оставить дерево и камень, а чугун даже увеличил свое присутствие. Из существенных различий можно отметить добротную деревянную лестницу, соединяющую этажи и, благодаря особенному решению, позволяющую ощутить высоту всей интерьерной композиции. Дизайнер задумал разобрать перекрытия между первым и цокольным этажами, что позволило значительно увеличить высоту потолка, и тем самым, добавить "ощущения готики".
Теперь под сводами реют полотнища с фамильными гербами и флагами, соответствующего времени, а доминирует массивная кованая люстра, - одна из крупных деталей, позволяющих связать этот ресторан с "Айвенго" на Петроградской.
Внизу разместились гардероб и два зала: "Винный погреб" - на вид демократичный, располагающий к посиделкам теплой компанией, вместительным тарелкам, высоким кружкам, и вообще, отличающийся, несмотря на название, специфически "пивной" атмосферой, и восточный, названный "Курительной комнатой". Кирпичная кладка стен и сводов, стойка, по традиции, массивные столы, скамейки и стулья первого контрастируют с утонченной роскошью второго. Восточный зал представляет собой уютную комнату, позволяющую выйти из тяжелого, несколько давящего полумрака, хотя, конечно, он тоже не отличается обилием света, - наверное, благодаря тому, что декор этого помещения решен в менее темной цветовой гамме.
Та же искусственно состаренная столярка здесь сочетается с более изящными формами мебели, а обилие цветных подушек или скатертей, небрежно драпирующих ее поверхность, находят непосредственное отображение в столь же ярком решении стен. Отдельного слова заслуживают комбинация напольных шкафчиков, на которых размещены кальяны, и бра, представляющая собой кованый узор, созданный по мотивам, явно заимствованным из персидского или бухарского этноса, в верхней части "перечеркнутый" поперечной планкой, на которой в ряд разместились лампочки на довольно длинных шнурах.
Торец зала стилизован под шатер, являющийся одним акцентов "Курительной комнаты". В общем, все и похоже, и не похоже на рассказанное английским писателем. "Вдоль ограды были устроены особые галереи. Эти галереи были увешаны драпировками и устланы коврами. На коврах были разбросаны подушки, чтобы дамы и знатные зрители могли здесь расположиться с возможно большими удобствами", - писал Вальтер Скотт.
И тут же, словно "оппонент", Илья Опарин: "Когда у меня рождается какой-то образ, я стараюсь его запомнить, разбить на элементы, проанализировать их соответствие, и только потом привнести в имеющееся помещение. При всей видимой реалистичности, интерьеры обоих ресторанов - китч, и не более того. Взять, к примеру, восточный зал второго "Айвенго", того, что на Васильевском острове. Казалось бы, откуда в средневековом замке кальянная комната с диванами и подушками, словно принадлежащая какому-то падишаху? Ответов может быть море, первый пришедший в голову - рыцарь Айвенго, вернувшись из очередного похода, привез с собой экзотические диковины.
Этот чилл-аут и появился-то лишь под действием моды, время было такое, все увлеклись востоком, а значит, для привлечения гостей, и мы должны были сделать подобный зал. Сложно сказать, что это - соответствие или несоответствие отдельных элементов общей идее, - работает, значит, мы попали в точку …".
Второй этаж ресторана "Айвенго" по расположению помещений и общему настроению похож на нижний, но отличается элементами декора. Взять, к примеру, мечи, кинжалы, алебарды и щиты, развешенные по стенам, или фонтан, бьющий в центре одного из залов, или телегу, в форме которой выполнен салат-бар. Да и названия говорят сами за себя - "Трапезная", "Тронный", "Оружейный" залы, - опять тяжеловесная мебель, готические мотивы, каменная кладка, обилие (как и положено в средневековом замке!) кованых светильников различных конфигураций.
Потолочная роспись, элементы флористики, привнесенные в дизайн, наличие несомненных акцентов, будь то большой деревянный жбан, многоплановый горельеф, явный намек на королевский трон или каменная обрешетка фонтана, находящая стилистические отзвуки практически во всех интерьерных нюансах обоих ресторанов.
Фантазия Ильи Опарина подсказала, что такие элементы, как декоративная облицовка фонтана или двери, имитирующие и по форме, и по фактуре средневековые ворота, чугунная решетка, чем-то напоминающая частокол, будут весьма гармонично вписаны в общую концепцию заведений. Да и с Вальтером Скоттом в этом они оказались единодушны: "В те смутные времена ни одно поместье не могло обойтись без укреплений, иначе оно немедленно было бы разграблено и сожжено. Вокруг всей усадьбы шел глубокий ров, наполненный водой из соседней речки.
По обеим сторонам этого рва проходил двойной частокол из заостренных бревен, которые доставлялись из соседних лесов. С западной стороны в наружной ограде были сделаны ворота; подъемный мост вел от них к воротам внутренней ограды. Особые выступы по бокам давали возможность обстреливать противника перекрестным огнем из луков и пращей".
Но вместе с тем, дизайнер уверен, при создании ресторанного интерьера следует руководствоваться не только собственной интуицией, больше - эргономикой зала, ведь можно сколь угодно сильно погружаться в фантазии, если не думать о людях, гостях ресторана, ничего хорошего не получится. Мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы люди не оказались слишком близко друг к другу, но и чтобы между столиками не было "сквозняка". Все лучшие места надо скомпоновать так, чтобы посетители не сидели спиной к проходам и лесенкам, а в их поле зрения непременно оказывались бы какие-то более-менее значимые элементы интерьера.
Света должно быть столько, чтобы было видно, что происходит; лучше, если он регулируем, и накал ламп можно менять, ведь утром, днем, вечером гости испытывают потребность в разной интенсивности освещения. И даже если в декоре отображена грубоватая эпоха, есть определенные постулаты, которые необходимо соблюдать, иначе говоря, в ней можно и нужно найти элементы, придающие определенное изящество и шарм.
"Безусловно, какая-то часть публики может ходить в не очень уютное и посредственно кормящее заведение только потому, что оно модно, но жизнь подобных ресторанов сравнима с жизнью мотылька-однодневки, а места, куда, может быть, и не пойдет тусовочная молодежь, будут привлекать своих клиентов и пять, и десять лет. Так исторический стиль обоих ресторанов доступен пониманию и приятию куда более многочисленной группы людей", - заканчивает Илья Опарин. Нам же остается лишь еще раз пройтись по залам: может быть, все это и китч, но абсолютно точно, историческая эпоха в ресторанах "Айвенго" передана весьма интересно.
Кадрина Айситулина (для "Ресторанных Ведомостей") |