Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Ресторанный рынок | Гастрономический маршрут
Гастрономический маршрут
Около полугода назад в Питер въехал старый английский автобус. Это был красный, двухэтажный Bristol Lodekka 1966 года выпуска, самым тщательным образом отреставрированный и сверкающий на солнце интригующей вывеской: "кафе The Bus". Он остановился в начале Лиговского проспекта, чтобы больше никуда не уезжать.
Не потому, что по причине старости вдруг неожиданно вышел из строя какой-то важный механизм, - напротив, и на своей родине, и в России автобус прошел техосмотр и даже получил законные номера, - просто ехать уже никуда не нужно. Кстати, когда его вывозили из Англии, начальник таможни провел досмотр лично, все искал какой-то подвох, не веря, что в Россию вывозят 50-летний экземпляр. А он - молодцом, из Финляндии - своим ходом (до Финляндии, правда, на пароме). И вот теперь гостеприимно распахивает двери тем, кто располагает достаточным временем поболтать с друзьями за калебасой матэ с порцией чиз-кейка или поужинать в романтической обстановке.
Чтобы войти внутрь, надо позвонить. Маленький звонок спрятан где-то слева от дверей, которые большей частью времени действительно широко раскрыты. Посетители проходят; перед ними самая настоящая стойка бара и крутая лесенка с узкими ступеньками, - им туда. Поднимаются на второй этаж - говорят, там 26 посадочных мест - оглядываются. Первое, что поражает, - натурализм: перед ними самый обычный автобусный салон, разве что между сидениями, обращенными друг к другу, втиснуты небольшие столики. (Естественно, создатели проекта провели глубокую реконструкцию автобуса, с кардинальным изменением компоновки салона).
Присаживаются, продолжают крутить головой по сторонам. Ничего, кроме окон, небрежно, но изящно задрапированных занавесками. За ними - жизнь: Лиговский с раннего утра до позднего вечера в мельтешении, от чего у гостей создается впечатление, что и они с этим пожилым транспортным средством не статичны. Но пусть не тешут себя иллюзиями, хоть The Bus гипотетически и может покатать своих посетителей, практически он делать этого не собирается ввиду сложного технического обеспечения, а также подключения ко всем необходимым коммуникациям - водоснабжению, канализации и электричеству.
Но, повторимся, если ему вдруг захочется сорваться с места - проблем не возникнет, ведь системы отопления Webasto и канального кондиционирования Fujitsu, пожарная сигнализация,
традиционный набор кухонного оборудования, включающий 4 дополнительных холодильника (из которых 2 - специального назначения: для десертов и для напитков), пивная установка Stewa Arfois, кофеварка и кофемолка Nuova Simonelli, водонагреватель Ariston, испанская посудомоечная машина марки Fagor в принципе могут работать и в автономном режиме. За ними следят повар, бармен и три официанта. Гости, понятно, об этом не думают, а с удовольствием осматривают салон, надеясь вычленить из этой обманчивой и кажущейся пустоты хоть что-нибудь на память.
Взгляд цепляет круглые лампы, перетянутые блестящими хромированными поясами, столики и сиденья, даже на вид отличающиеся какой-то особенной устойчивостью, и, естественно, потолок, оклеенный настоящими английскими газетами начала ХХ века. В качестве салфеток также подаются газеты, правда, на сей раз - отпечатанные на специальной бумаге пищевой краской. В общем, самое время заглянуть в меню.
Наверное, было бы правильнее назвать The Bus кофейней, ведь в нем подается два десятка сортов кофе (от 35 до 75 рублей). Это и традиционные - эспрессо, каппучино, латэ, мокко, гляссе. И более сложные - американо, миндальный, венский. А также Шотландский крем, Пантагрюэль, Кофе мачо и Бэйлиз латэ. Помимо кофе в автобусе клиенты могут побаловать себя насыщенным крепким чуточку даже терпким густым английским ледяным или горячим какао (60 руб.). Ну и какой же Туманный Альбион без чая? Бесподобный аромат Ronnefeldt's - "Улонг клубника со сливками", "Моргентау Дью Дроп", "Снежный Ройбуш" долетит до них из-под крышки чайничка (60 руб., а с 17 до 18 часов, во время 5 o'clock tea - 30 руб.) Здесь можно заказать и матэ (80 руб.).
Классический напиток, с апельсином или яблоком подадут в оригинальной калебасе, он взбодрит и нагонит аппетит, даже если гости кушать не собирались. Горьковатый матэ можно было бы рекомендовать вместо аперитива, но он уже имеет свою устоявшуюся историю, а равно и традиции употребления, так что начать еду посетителям придется не с него.
Разливное пиво Stella Artois (90 руб. за 0,5л), Carlsberg (60 руб. за 0,5л), Corona/Sol (90 руб. за 0,33л.) хороши, но для питерского промозглого марта интересней кажутся предложения грога из горячего темного пива с корицей, мускатным орехом, медом и лимоном (70 руб. за 0,25л.) или глинтвейна (80 руб. за 0.15л). Крепких напитков The Bus не предлагает, - наверное, памятуя о том, что он все-таки транспортное средство. Словно подтверждает эту мысль и название фирменного блюда - Bus ролл с копченой курицей (80 руб.), который (как гласит меню) "является последней лондонской модой на горячие и холодные сэндвичи, а подается с томатным соусом". Кроме него можно заказать хрустящий багет (с оливье, с тунцом, с сыром и томатами, - 50 руб.), ржаной сэндвич с начинкой из сельди, картофеля и зелени (40 руб.) или обжигающе горячий, аппетитно сочащийся маслом традиционный британский печеный картофель - Jacket Potatoes (35 руб.), с соусом на выбор (25 руб.). После чего можно смело думать о десерте.
Пломбир, банана-сплит, десерт из мороженого с тертым шоколадом и орехами (50 руб.) - при минусовой температуре окружающей среды это все относится к удовольствиям для экстремалов. Гостям более серьезным в автобусе предлагаются всевозможные фруктовые, ягодные, ореховые фланы (60 руб.) и разнообразные Cheese Cake (70 руб.), среди которых особенно хочется отметить Польский, не только за обещание, что отведавший непременно почувствует "солоноватый привкус сыра, сладкие нотки творога и кислинку лимона", но и за соответствие обещаний действительности.
Конечно, особенности приготовления пищи в автобусе накладывают ряд ограничений на меню: в основном блюда собираются из полуфабрикатов, готовящихся на собственном производстве ЗАО "Петербургский кофейный клуб", которое является собственником кафе, - в The Bus они только разогреваются. "Было сложно найти исполнителя кухонного монтажа, - говорит генеральный директор ЗАО Владислав Ремиш, - большинство фирм, занимающихся оборудованием точек питания, с нами сотрудничать отказались. Пришлось попотеть, но теперь у нас уже есть опыт, скажу больше, на сегодняшний день мы приобрели еще несколько английских автобусов, и за их будущее не так волнуемся, как волновались за будущее первого. Следующие кафе станут отличаться от него, - и интерьером, и музыкой, не изменится только основная идея - идея места для отдыха продвинутой молодежи, имеющей вкус и стиль. The Bus - это наш брэнд.
Владислав в восторге от своего проекта, говорит, что когда набирали сотрудников, желающих было столько, что многим пришлось отказать: "Девушки-то спокойно отнеслись, а парни просто влюблялись в "англичанина"". Ничего, из достоверных источников стало известно, что не позднее, чем к началу лета где-нибудь в центре Питера появится еще один двухэтажный The Bus. Так что у них снова появится шанс устроиться на работу в понравившееся место, а завсегдатаям кафе больше не придется дожидаться свободного столика, - обещают, что посадочных мест во втором автобусе будет больше.
Кадрина Айситулина (для "Ресторанных Ведомостей") |