Статьи Кадрины Айситулиной о ресторанном бизнесе | Интервью с рестораторами и шеф-поварами |
Amor fati: Философия пространства
Amor fati: Философия пространства
Дмитрий Марков - профессионал в сфере кофеен. Жизнь Ильдара Армасова была связана с клубами. Из симбиоза фантазий двух творческих и увлеченных, но таких непохожих друг на друга людей родилась идея кофейно-чайного пространства, с наступлением темноты превращающегося в DJ бар.
- В чем заключается это превращение?
Ильдар: Утром открывается Amor fati, по задумке - безалкогольное заведение, если алкоголь и присутствует, то он закамуфлирован: в меню - в потайной папочке, а при подаче - в чайной посуде. Нам хотелось, чтобы в Amor fati не было ни пивных кружек, ни рюмок из-под водки, то есть, было бы все очень благопристойно, - как холодильник с пирожными, как женский коллектив за стойкой и в зале, как публика, умиротворенно наслаждающаяся, скажем, всем многообразием зеленого чая… И так до 23 часов, пока не наступает своеобразное время "Ч", когда кофейно-чайное пространство претерпевает некие магические метаморфозы, трансформируется. Девушки рассчитывают всех гостей, и сменяются коллегами мужского пола. Освещение становится более приглушенным и соответствующим театральным подмосткам, на которых вот-вот начнется действо. Стойка до утра лишается холодильника с кондитерскими изделиями, а высокие стеллажи - множества чайно-кофейных баночек, им на смену приходят батареи бутылок с алкоголем. А в зале снимаются светлые столешницы, превращая чайные столики в низенькие, более подходящие для клубного интерьера. Занавес, днем небрежно драпирующий одну из стен, отодвигается, открывая скрытую, до сей поры сцену. С этого времени мы - ночной DJ бар Al Capone, свидетельство чему - большие латунные буквы за спиной ди-джея. Начинается игра в живую музыку и сухой закон.
- Сочетание почти не сочетаемых пространств - кофейно-чайного с алкогольным - это и есть главная концепция вашего заведения?
Дмитрий: Да. Хотелось бы уточнить, что возможность их сосуществования - не какое-то случайное явление, она целиком заимствована из стремления наших гостей примерять на себя самые непохожие роли. Посетители в светлое время суток более расположены к слегка медитативной, расслабляющей обстановке вкупе с чашечкой кофе, а в темное - к активным действиям, сдобренным щедрой порцией крепкого алкоголя, то есть им требуется заряд бодрости, адреналин, общение. Днем гости скорее находятся наедине с собой, каждый на короткое время пришел сюда из своего привычного мира; пол часа, и опять погрузится в него. Ночью же им хочется быть в компании. Мне кажется, ночь позволяет нашей публике быть более искренней, ди-джеи привносят особое настроение, алкоголь раскрепощает.
- Не вступают ли в противоборство приключенческий дух Al Capone и сдержанный интеллект Amor fati?
Ильдар: Противоборство между ними невозможно, как невозможен более или менее серьезный внутренний конфликт уравновешенной личности. Ночная "ипостась" проекта, как и ее прообраз, умеет здорово маскироваться. Мафиози изменяет внешность до неузнаваемости; при ярком солнечном свете у него иные повадки, как следствие - иное имя. Зачем чужим знать, что они имеют дело с Al Capone… Для них мы - Amor fati, о чем свидетельствуют все разрешения, лицензии и даже вывеска над входом. На дневное заведение возлагаются философско-просветительские и коммерческие задачи, DJ бар в силу неодинаковой нагрузки в течение недели - скорее имидж, а их общий тандем выливается в успешное предприятие, отвечающее современным требованиям, предъявляемым к концептуальным кафе и клубам.
-Какие символы отличают ваше "пространство" от традиционного?
Дмитрий: Мы стараемся привнести культуру в процесс потребления гостем того или иного напитка. К тому же, в Питере практически нет мест, которые могут предложить такую полную карту крепкого алкоголя, например, всю географию виски. Если же говорить о вещах более абстрактных, даже эмпирических, стоит упомянуть о том, что когда я увидел это помещение, сразу возникла ассоциация с магическим театром. Своей заброшенностью, грязью, сыростью наш подвал мог затмить многие и многие самые жуткие трущобы, но в нем была определенная аура, (это же как никак питерский подвал, находящийся в непосредственной близости от Невского проспекта!). Кофейно-чайное пространство действительно подразумевает некое интеллектуальное наполнение. Это не стандартная кофейня - с большими окнами, выходящими на оживленную магистраль и стайками девочек-тиннэйджеров, без конца рассматривающих свои сотовые телефоны, - это, скорее, стиль жизни. Само название - Amor fati - взято из творчества Германа Гессе, который убежден, что жизнь надо любить такой, какая она есть, но вместе с тем, стараться не допускать лишних неприятностей. Чай - дух, алкоголь - физическая оболочка, то есть тело; удачное сочетание и того, и другого рождает гармонию, подобную гармонии сочетания дня и ночи. Эта концепция родилась задолго до открытия Amor fati, то есть все - стены, пол, потолок, неправильные геометрические фигуры столиков, освещение - повторяю все сделано, чтобы смоделировать "пространство", а значит, отличается от общепринятых норм. Отдельного слова заслуживает наша стойка из натурального камня. Он имеет свою энергетическую природу, умиротворяет публику, снимает агрессию и напряженность, - в общем, является не лишним элементом любого бара, где активно продают алкоголь.
-И все же, на что делается ставка - на имидж или на коммерцию?
Ильдар: "Пространство" задумывалось как коммерческий проект, а задача любого руководителя проекта, под который отводится какое-то помещение - сделать так, чтобы это помещение использовалось по максимуму. Среди владельцев клубов и рестораторов распространено мнение, - если посетители в каком-то месте пьют чай, кофе или обедают, вряд ли они пойдут туда ночью танцевать. А мы хотели, чтобы у нас гости делали и то, и другое. Чай и кофе приносят меньше денег, чем ром и виски, но приносят ежедневно, а не только в клубный "час пик", - отсюда соотношение прибыли. Зато наличие высококачественного и самого разнообразного алкоголя со всего мира прибавляет баллы нашему реноме, и существенно увеличивает количество приходящего к нам народа.
Идея трансформации, заложенная в концепцию, тоже благотворно сказывается и на имидже, и на коммерции. Впервые открывающееся заведение, чтобы стать успешным либо должно быть расположено в шикарном месте, иметь высоченные окна-витрины и встречать каждого гостя посредством швейцара в расшитой золотом ливрее, либо уметь включать воображение на максимум и действовать под его командованием. В нашем случае пришлось выбрать второй путь. Не имея ни одного настоящего окна, - все окна ложные, чтобы звук сквозь них не проходил в жилые дома, - мы сделали это практически незаметным, а чуть позже заработает еще одна "оконная" игра. На Литейном будут установлены web-камеры, таким образом, гости смогут наблюдать за кипящей жизнью центра города с помощью плазменных панелей, которые мы собираемся вмонтировать в одну из стен.
Дмитрий: Подобный ход позволит не только еще больше оживить "пространство" и привнести визуальной динамики улицы, но и поможет с большей наглядностью проводить тематические мероприятия, чтобы заполнить заведение в будние ночи. Например, фестивали чайной культуры, или Ибица - party, когда на сцене играют ди-джеи, а за "окном" - море, солнце и чайки, или - по воскресениям - сигарные вечера… Мы позиционируем себя очень дружелюбными. Не хочу думать, что находящийся за углом "Магриб" или расположенный через две улицы Jet Set - наши конкуренты. Более того, нам хочется сделать большой баннер с информацией о ночных развлечениях города. Если клуб, открывшийся по соседству, захочет распространять около него свои флайерсы - с нашей стороны возражений не будет, ведь существует ограниченный круг людей, перманентно перетекающий из одного заведения в другое, они сами в состоянии выбрать, где лучше. Мы же постараемся сделать, чтобы "лучше" было у нас.
Кадрина Айситулина (для "Ресторанных Ведомостей")
|